Елена Ивановна Тихомирова, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экология и техносферная безопасность» Института урбанистики, архитектуры и строительства Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. выступила экспертом в сфере экологии на телеканале «Саратов 24».
13 октября открылись два благоустроенных родника, расположенных на территории природного парка «Кумысная поляна», у прудов на 9-й Дачной в Ленинском районе Саратова. Это источники братьев Штафф. Их начали благоустраивать ещё в конце лета и теперь работы завершили.
Воду в родниках постоянно проверяют в различных лабораториях, в том числе и в СГТУ имени Гагарина Ю.А. Учёные отбирают пробы и затем проверяют их состав. По словам Елены Тихомировой, родниковая вода в Саратове, как правило, чистая, но, несмотря на это, её лучше не употреблять сырой.
«Вода в родниках физиологически идеальная. Однако ранней весной, когда начинается таяние снега, воду перед употреблением необходимо кипятить. И даже летом стоит придерживаться этих правил», — рассказывает Елена Ивановна.
Об этом и многом другом смотрите в видеосюжете «Саратов 24» от 13 октября 2021 года.
Ученые Института энергетики Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. спроектировали, создали и экспериментально исследовали образцы электрогенерирующих устройств, использующих энергию ветра и низкопотенциальных источников энергии.
Разработанная ими мультимодульная ветроэнергетическая установка может быть удачно встроена в архитектурную композицию зданий и позволит полностью обеспечить их собственной электроэнергией. Разработка ученых в перспективе поможет создать массовое производство автономных источников дешевой и экологически чистой электрической энергии, особенно для агропромышленного комплекса и индивидуального строительства.
«Один из путей развития ветроэнергетики предлагает увеличение единичной мощности агрегатов. Это направление стало перспективным для электроснабжения крупных объектов. Разработанный нами подход позволяет оперативно решать задачу автономного электроснабжения объектов небольшой мощности, находящихся на значительном удалении от энергосистемы. Проект подразумевает установку необходимого количества модулей, суммирование потоков энергии устройствами силовой электроники и обеспечение качества электроэнергии у потребителей в условиях нестабильного характера энергии ветра», ― рассказывает профессор кафедры электроэнергетики и электротехники Иван Артюхов.
Для выработки электрической энергии в удаленных и малодоступных регионах могут также эффективно применяться мультитопливные установки на основе роторного двигателя Тверского со встроенным электрогенератором. Принцип действия предусматривает использование нового типа малой автономной электростанции на основе двигателя, соединяющего в себе преимущества роторно-лопастной расширительной машины и принципа внешнего подвода теплоты.
«Синтез этих установок стал следствием тщательного анализа современных конструктивных вариантов двигателей с выявлением достоинств и недостатков каждого. Это позволяет с большей эффективностью, чем при обычном сгорании, использовать энергию газообразного, жидкого или твердого видов топлива», ― добавляет профессор кафедры электроэнергетики и электротехники Сергей Степанов.
О результатах своих исследований ученые рассказывали на международных конференциях в Чехии, Словакии, Болгарии. По теме опубликовано 10 работ в изданиях, рецензируемых в базах Scopus и WoS. Технические решения защищены 10 патентами на изобретения.
Напоминаем, что в рамках Года науки и технологий октябрь посвящен теме «Энергетика будущего».
Исполняющий обязанности ректора Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Сергей Юрьевич Наумов прокомментировал создание совета по повышению качества образования при Правительстве Саратовской области.
«В настоящее время профессиональный рост компетенции школьного педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях цифровизации возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов для всех сфер трудовой деятельности.
Образование, его развитие, совершенствование - один из ключевых государственных приоритетов, важный для всего общества, подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на прошедшем в августе 2021 года заседании Президиума Государственного Совета.
Качество образования должно быть на высоте во всех школах. «Главное - дать нашим детям фундаментальные знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни, создавать условия для раскрытия их способностей, чтобы они как можно раньше определились с будущей профессией, помочь тем детям, которые по разным причинам испытывают трудности с обучением», - поставил задачу Президент. Дифференциация качества образования в России очень высока, особенно с 5-го по 9-й классы, констатировал он и призвал поддержать школы, которые пока не дотягивают до необходимого уровня, тщательно проанализировать причины.
Базовый принцип системы российского образования - справедливость - должен соблюдаться. То есть качественное образование должно быть доступным для каждого ребенка вне зависимости от того, где он живет, в какой школе учится - государственной или частной, городской или сельской.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков (интервью газете «Коммерсант» от 25.08.2021 г.) отмечал, что «хороший университет сегодня должен выполнять три функции: эффективно передать накопленные знания студенту, производить принципиально новое знание и в идеале превращать знание в технологию, продукт или бизнес».
На сегодняшний день высшая школа успешно реализует эти функции, но нельзя не отметить существенное понижение уровня подготовки абитуриентов в последние годы. Выпускники, к сожалению, показывают, например, более низкие результаты ЕГЭ по физике и математике, то есть по профильным предметам, которые так необходимы для поступления в СГТУ.
И дело не в том, что будущие абитуриенты получают недостоверные баллы ЕГЭ, а речь идет о том, что общий уровень знаний по физике и математике не соответствует современным требованиям. В связи мы наблюдаем искусственное снижение спроса на направления подготовки, связанные с физическими и математическими науками.
А снижающийся уровень подготовки абитуриентов, к великому сожалению, во многом является следствием недостаточно высокого уровня квалификации педагогов-предметников, особенно, в сельских школах.
Ведь городские школьники имеют возможность обращаться к услугам репетиторов, а у сельских ребят такой возможности практически нет.
В этой связи хочу заметить, что повышение профессиональной квалификации сельских учителей должно осуществляться при поддержке вузов. Ввиду того, что сегодня у школ, особенно, сельских для этого не хватает кадровых и организационных ресурсов. Поэтому на помощь должно прийти сетевое взаимодействие с профильным вузом.
Безусловно, современным школам, в том числе сельским, нужно быть активными в части сотрудничества с вузами Саратовской области, стараться приобщать учащихся старших классов к работе над инновационными проектами, к созданию новых продуктов и технологий. Школы должны предоставлять школьнику максимум выбора, показывать ему различные пути развития.
В настоящее время руководство различных компаний понимает, что проблемы на рынке труда есть, и их решение кроется, в том числе и в ранней профориентации подрастающих кадров. Саратовский государственный технический университет готов помочь в разработке такого взаимодействия».
В Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю. А. еженедельно проводится кампания против COVID-19.
1 октября в техническом университете более 100 сотрудников и студентов привились от COVID-19. Перед вакцинацией проводится обязательный осмотр врачом с измерением температуры, сбором эпидемиологического анамнеза, измерением сатурации, давления и пульса. О том, как именно проходит акция по вакцинации в СГТУ имени Гагарина Ю. А., смотрите в сюжете телеканала «ГТРК Саратов», начиная с 1:30 минуты.
Подробнее смотрите в сюжете ГТРК "Саратов" от 1 октября 2021 года.
Валерий Юрин — один из ученых, чьи портреты можно увидеть на билбордах, развешанных по городам России в рамках Года науки и технологий. Годом ранее 31-летний профессор Института энергетики Саратовского государственного технического университета защитил диссертацию и стал одним из самых молодых докторов технических наук в стране.
Поставил цель
Решения, предложенные Валерием Юриным в диссертации, направлены на снижение риска возникновения ущерба от аварий с выбросом радиации, повышение эффективности и надежности работы АЭС, а также на обеспечение регионов, где функционируют атомные станции, новыми производственными мощностями и рабочими местами за счет многопродуктового производства.
Работа молодого ученого получила поддержку в ведущих вузах и промышленных организациях страны, таких как Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский энергетический институт, Физико-энергетический институт, концерн «Росэнергоатом», ВНИИ по эксплуатации атомных электростанций, Новосибирский государственный технический университет, Ивановский государственный технический университет и другие. Кроме того, к диссертации была составлена аннотация в «Вестнике ВАК» как к одной из лучших в 2020 году.
«Я поставил перед собой такую цель, и мне было интересно достичь ее. Степень доктора открывает новые возможности в науке. Становится реальнее донести свои мысли. К ним начинают внимательно прислушиваться, что в моем случае, когда меня нередко путают с аспирантом или студентом (хотя сам факт оценки возраста меня, конечно, радует), имеет весомое значение. Спортивный интерес в союзе с трезвым восприятием получаемой пользы были хорошим стимулом к работе», — рассказывает Валерий Юрин.
При этом, по словам молодого ученого, когда он только поступал в университет после окончания школы, его будущая карьера не была для него очевидной. Поначалу учеба в университете стала для Валерия Юрина «суровой необходимостью» получения профессии, с которой к поступлению он не определился. На первых курсах, как говорит сам ученый, он учился от пересдачи к пересдаче и втянулся лишь к последним курсам.
«Но на последнем курсе появилась возможность попробовать себя в науке. И я понял, что это мое, так как меня всегда интересовала философия, место человека в мире. Взятые опять-таки из философии приемы, позволяющие взглянуть на проблему со стороны, подумать от обратного, стали отличными помощниками в поиске эффективных технических решений. Ну, например, представьте, как должен был «извернуться» мозг человека, чтобы предположить, что земля круглая, когда абсолютно все свято верили, что она плоская? То есть, проще говоря, эти приемы позволяют генерировать больше идей для решения известных проблем и ограничены по сути лишь эрудицией мыслителя», — делится секретом успеха 31-летний доктор наук.
Сейчас Валерий Юрин также работает ведущим научным сотрудником в Отделе энергетических проблем Саратовского научного центра РАН и преподает в должности профессора в СГТУ. Молодой ученый ведет активную публикационную деятельность: опубликовано более 80 научных работ, в том числе более 20 в зарубежных изданиях, запатентовано 15 технических решений. Является руководителем ряда проектов, поддержанных грантами и стипендиями научных фондов.
«Работать надо!»
Карьеру ученого Валерий Юрин успешно совмещает с семейной жизнью и достижениями в спорте. Он кандидат в мастера спорта и многократный призер областных соревнований по отдельным движениям пауэрлифтинга.
«Спорт — это лучший тренер воли, учитель порядка. Тут и комментариев не надо, «в здоровом теле здоровый дух». Добавлю только, что для научных работников физическая нагрузка необходима физиологически. Сидячий образ жизни приводит к голоданию постоянно нагруженного мозга, нехватке кислорода и так далее», — отмечает ученый.
На вопрос, как ему удается все успевать, Валерий Юрин приводит цитату своего наставника — заслуженного деятеля науки и техники РФ, профессора Рашида Аминова.
«В любой сложной, казалось бы нерешаемой ситуации, он говорит: «Работать надо!». Подобная концепция — в работе, спорте, семейных взаимоотношениях, чем бы вы ни занимались — способна вывести из самого темного тоннеля, открыв необъятные горизонты возможных путей развития. Он научил эффективно работать и меня, и моих коллег. Ну и развиваться в нескольких направлениях проще морально. Это дает возможность без потерь пережить длительный застой или регресс, нередкие как в науке, так и в спорте, благодаря прогрессу или хотя бы стабильности в другой сфере», — говорит доктор технических наук.
При этом Валерий Юрин не умаляет в своих достижениях и роль семьи. По его словам, родители всегда поддерживали его во всех его начинаниях. Сейчас такую поддержку и в науке, и в спорте ему оказывает жена Регина.
«Когда перед защитой я более года работал по двенадцать и больше часов в день без выходных, она всегда была рядом и помогала преодолеть этот тяжелый период. Докторская диссертация всегда вызывает бурную дискуссию и поток замечаний, которые не могут не вызывать в живом человеке серьезного стресса, а порой и злобы. Это было нелегкое время для нас обоих», — делится Валерий.
Сейчас молодой доктор наук главной для себя целью считает возможность принести пользу людям и России, в которой живет, с помощью реализации своих идей.
В этом году на базе Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. начал работать центр карьеры. Здесь не просто будут помогать учащимся вуза находить вакансии и трудоустраиваться, а научат с самого начала студенчества выстраивать карьерную траекторию.
Для этого сотрудники новообразованного центра занимаются объединением усилий всех подразделений университета, выстраивают конструктивные отношения с местными органами власти, организациями, предприятиями Саратовской области и других регионов.
С начала учебного года здесь уже начали проводить консультации по вопросам построения карьеры. Специалисты оказывают помощь и дают рекомендации по составлению резюме, проводят семинары, бизнес-игры, тренинги и мастер-классы с потенциальными работодателями. Кроме того, благодаря работе центра для студентов проходят экскурсии на предприятиях, организовываются производственные практики и стажировки.
Новый центр карьеры ориентирован на работу в цифровом пространстве. Уже сейчас он сотрудничает с межуниверситетской цифровой карьерной средой «Факультетус», которая дает выпускникам вузов возможность напрямую общаться с потенциальными работодателями. Для студентов и выпускников это отличная возможность создать свое цифровое резюме на платформе с привязкой к факультету и направлению.
В резюме можно добавить самую разную информацию, чтобы раскрыть себя как личность и профессионала. С помощью фильтров и параметров работодатели и соискатели видят друг друга и могут взаимодействовать. Портал регулярно обновляется, появляются новые функциональные возможности и актуальные вакансии.
Кроме того, СГТУ имени Гагарина Ю.А. активно сотрудничает с Министерством занятости, труда и миграции региона, отделами содействия занятости населения Саратова, с муниципальными центрами занятости и регулярно получает информацию о вакансиях, которую оперативно доводит до студентов и выпускников.
«Я учусь на первом курсе магистратуры, и у меня уже есть огромное желание работать и приобретать новые знания в направлении, по которому я получаю образование. На площадке центра карьеры СГТУ я создал резюме и нашел работу, где могу применить навыки, полученные в университете», — поделился Михаил Иванов, студент Института социального и производственного менеджмента СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Трудоустройство студентов и выпускников — одно из приоритетных направлений работы Минобрнауки России. Ранее об это говорил Глава Минобрнауки Валерий Фальков. По его словам, у молодого специалиста к моменту получения диплома должна быть объективная картина рынка труда и зарплатных ожиданий. Центры карьеры обязаны готовить к этому как с профессиональной точки зрения, так и с личностной.
Отметим, в 2020 году порядка 539 тысяч ребят, окончивших университеты, нашли работу, это почти 70% от общего числа выпускников.
Исполняющий обязанности ректора Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Сергей Юрьевич Наумов в августе вернулся в систему высшего образования. О своем видении будущего одного из старейших и крупнейших вузов Саратовской области он рассказал корреспонденту «СарИнформа».
Что вы почувствовали, когда вам предложили вновь вернуться в образование?
- Для меня это предложение было достаточно неожиданным. Оно прозвучало во второй половине июля и, прежде чем согласиться, я серьезно размышлял. Безусловно, есть определенные причины, по которым я принял положительное решение.
Во-первых, в 2019 году по приглашению губернатора Валерия Васильевича Радаева я занял пост заместителя председателя правительства Саратовской области и, соответственно, мне пришлось уйти с должности директора Саратовского социально-экономического института РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Для меня важно, что в cоставе Политеха в основном сохранился коллектив Эконома, с которым я проработал шесть лет. Это коллектив истинных профессионалов, он стал для меня родным. Сегодня, после объединения СГТУ и ССЭИ, почти треть состава Политеха – это представители социально-экономического направления.
Во-вторых, мне предложили возглавить опорный ВУЗ региона. Для Саратова Политех – это не просто крупнейший технический вуз, это, так сказать, его бэкграунд. В промышленном комплексе, в реальном секторе экономики, в финансовых институтах и даже в социальной сфере присутствует большое количество высококвалифицированных специалистов, которые окончили Саратовский политехнический институт или Саратовский государственный технический университет. Это ко многому обязывает.
Приведу вам конкретный пример участия вуза в решении региональных проблем. Буквально на днях глава региона Валерий Васильевич Радаев дал поручение ответственным структурам Правительства области совместно с нашим вузом промониторить работу общественного транспорта Саратова. Думаю, не стоит объяснять, насколько важно для жителей города стабильное функционирование транспорта. Есть и другие примеры, когда научное сообщество принимает самое активное участие в реализации федеральных и региональных проектов, например, таких масштабных, как "Формирование комфортной городской среды" нацпроекта "Жилье и городская среда". Ученые СГТУ неоднократно давали экспертную оценку проектам городов Саратовской области, которые участвовали в федеральных грантах на конкурсе благоустройства малых городов, обосновывали экономическую целесообразность их реализации. Кроме того, Политех стал площадкой для размещения детского технопарка "Кванториум", который был открыт по нацпроекту "Образование".
По инициативе Вячеслава Викторовича Володина в Саратове планируется создание высокотехнологичного технопарка, проект которого был презентован недавно и получил одобрение у премьер-министра России Михаила Владимировича Мишустина. К тому же планируется создать в регионе пять индустриальных парков.
Все эти проекты крайне важны для СГТУ как для опорного технического вуза региона, мы планируем принять в них самое активное участие. Это хорошая перспектива применить знания наших ученых и стартапы студентов на деле, что в дальнейшем, я уверен, поможет в трудоустройстве нашим выпускникам.
По образованию я гуманитарий и, несмотря на то, что в вузовском менеджменте работаю примерно 25 лет, мышление у меня гуманитарное. Так вот, сегодня, работая бок о бок с технарями, для себя открываю новое понимание жизни. С технарями очень интересно работать. Это конкретные люди с особым мышлением и складом характера.
Отмечу, что для меня стоять во главе такого мощного вуза - огромный вызов, серьезная работа и большое доверие, оказанное мне руководством региона, федеральным министерством. Несомненно, я очень благодарен за высокое доверие, которое постараюсь оправдать.
Что такое СГТУ сегодня? Это почти 20 000 студентов высшего и средне- специального образования, огромный коллектив, большое количество докторов и кандидатов, научных и педагогических работников, обслуживающего персонала. Это "город в городе", большая часть Октябрьского района и отчасти Волжского, где располагается Эконом. В состав Политеха входят два колледжа, филиалы в Петровске и Энгельсе, семь общежитий. По сути, это целая научно- образовательная империя!
Вы сказали, что когда согласились на эту должность, уже имели представление о том как как функционирует эта империя. Изменилось ли понимание происходящего, когда вы оказались в самом ее сердце? Изменилось ли понимание того, какие проблемы существуют, они оказались более серьезными или менее серьезными, или, быть может, совершенно иными?
- Как вы помните, в мировых рейтингах, о которых недавно писали средства массовой информации, наш ВУЗ хоть закрепился, но пока не в первых рядах. На мой взгляд, это определенный вызов. Теперь наша первоочередная задача – продвигать своё место максимально выше. Отмечу, что в эти рейтинги мы вошли вместе с нашими коллегами СГУ и СГМУ.
Можно по-разному смотреть на инфраструктуру Политеха, то есть на все, что связано с обеспечением учебного процесса. В ВУЗе сформирована мощная компьютерная база, которая при этом требует постоянного обновления. Мир же не стоит на месте! Что касается учебных корпусов, то в настоящее время готовится план по их ремонту, даже капитальному. Так как многие из них еще сталинской постройки.
Серьезный вклад в оснащение ВУЗа лабораторным и научно-техническим оборудованием внесли мои предшественники. Мы будем и дальше его развивать. Будем совершенствовать все то, что связано с IT- технологиями и цифровизацией в целом. Автотранспорт и многие другие элементы также требуют замены. И здесь необходимо вкладываться и разрабатывать специальные программы по их улучшению.
На Ученом совете СГТУ, который состоялся 31 августа, поставлена задача увеличить внебюджетную составляющую. В этом направлении мы будем активнее работать, проводить маркетинговые исследования, тесно взаимодействовать с промышленными предприятиями, научно-исследовательскими организациями и инновационными бизнес-структурами региона. Это делается, прежде всего, для того, чтобы наши выпускники стали еще более востребованными на рынке труда. А выпускники школ стремились попасть к нам в ВУЗ на новые продвинутые специальности, а также имели возможность поступать не только на бюджет, но и внебюджет.
Сегодня важно в наборе, поиске профиля идти дальше и глубже. Необходимо начинать подготовку и профилизацию как можно раньше. Лучше с 4-го или 5-го классов, когда у ребят появляется заинтересованность. Нужно создавать кластеры внутри ВУЗов, которые будут помогать им в получении современного образования и формировании определенных навыков.
Кроме того, сделаем упор на современные специальности, эффективнее будем сотрудничать со школами, в том числе и выпускными классами. Мы ставим задачу серьезного развития наших колледжей, их возможного увеличения. На сегодняшний день среднее профессиональное образование - один из главных вызовов времени. Значительное количество выпускников девятых классов поступает к нам. Поэтому перед двумя нашими колледжами поставлена важная цель – "аккумулировать" в себе как можно больше выпускников. Предоставив им рабочие специальности, перспективы и возможность зарабатывать, затем направить их в СГТУ за высшим образованием.
Можете назвать какую-то ключевую проблему Политеха, которая не решалась многие годы, и с которой вам предстоит разобраться?
- Ключевая проблема всех ВУЗов – это IT-сфера , материально-техническая и лабораторная база. В век информатизации и цифровизации она устаревает стремительными темпами. Поэтому надо ставить задачу не просто поддерживать и развивать эту базу, а постоянно ее обновлять.
И еще, за четыре года обучения меняется не только человек, но и вызовы времени. Бывает так, что уже сформировавшийся специалист может переопределиться. Возможно ранее при выборе профессии он ориентировался на мнение родителей или изначально избрал неверную траекторию. Поэтому задача ВУЗа создать такие условия, чтобы этот человек смог всегда поменять свою профессию или скорректировать ее, не покидая стен родного университета.
Вы сказали, что уже провели первый ученый совет. Как встретил и принял вас коллектив?
- Спокойно, без потрясений, как мне кажется. Это очень важно. Я достаточно долго работаю в системе высшего образования Саратовской области, поэтому, наверное, известен профессорско-преподавательскому составу. Безусловно, мы будем работать на развитие вуза с учетом лучших традиций и уникальных особенностей, которые сформировались более чем за 90 лет существования СГТУ. Моя задача - перенимать лучшие мировые и отечественные практики, передовой опыт, адаптируя их к нашим реалиям, и, главное, плодотворно работать вместе с коллективом на благо высшего образования Саратовской области и России.