Строительство дорог в России – процесс трудоемкий, связанный с необходимостью работы в определенных погодных условиях. Так, интернет пользователи в социальных сетях часто высмеивают факт укладки асфальта в осенний период (дождь, холод). Из-за несоблюдения технологий асфальт быстрее приходит в негодность и нуждается в более частом ремонте.
Ученые из Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (далее – СГТУ) не предлагают чинить дороги в мороз, но представляют технологию производства и работы с холодными битумными смесями. Они способны улучшить качество асфальтового покрытия и усовершенствовать технологию его укладки на дороги со средней и низкой проходимостью машин. Битумная смесь не боится пыли и влаги, поэтому ее можно использовать при умеренных погодных условиях при минимальной предварительной обработке дороги.
Практическая часть
Ученые кафедры «Транспортное строительство» Андрей Кочетков и Александр Иванов рассказали о результатах ремонта улицы Клочкова в Саратове и селе Усть-Курдюм Саратовской области. Кроме того, этим летом было обеспылено и отремонтировано четыре километра неасфальтированной дороги в Оренбургской области с применением битумной суспензии. Технология использовалась и в других регионах для обеспыливания, ямочного ремонта дороги, ездового полотна моста и ремонта крыш. Ученые продемонстрировали участок дороги, ямы на котором заделаны битумной суспензией 16 лет назад. Он до сих пор не нуждается в ремонте.
На данный момент все отремонтированные объекты функционируют, а технология рассматривается рабочей группой проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» для дальнейшего применения в Саратовской, Самарской и Волгоградской агломерациях.
Особенности технологии
Технология разработки суспензии предполагает опудривание каждой капли битума нано- или микропорошком, который состоит из привычных абразивов, измельченных песка, минерального порошка, фосфогипса. Асфальтовое покрытие на основе битумной суспензии отличается от традиционного по следующим параметрам:
Для того чтобы изготавливать битумную суспензию, не нужно переоборудовать существующие заводы, отмечают разработчики. Достаточно поставить оборудование для опудривания битума. Также для укладки покрытия не нужно закупать специальные машины, подойдут имеющиеся, с той разницей, что данной смеси не нужен нагрев.
Так в чем же главное отличие
Технология опудривания битума не нова. Ее разработали впервые более 20 лет назад, однако современные ее модификации, позволяющие увеличить срок службы асфальтового покрытия, запатентованы сравнительно недавно.
— Если битумную суспензию разлить на асфальт, она заполнит любые ямки и трещины, например слой асфальтогранулята пропитывается на глубину более 10 сантиметров, — рассказывает патентообладатель, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ имени Гагарина, начальник отдела ФАУ «РОСДОРНИИ» Андрей Кочетков. – Также она очень эффективна при применении на пыльной поверхности. Обычный горячий асфальтобетон не любит влажные, мокрые и пыльные поверхности и не сцепляется с ними, а для суспензии это самые лучшие условия применения.
Стоит отметить, что даже во влажном состоянии битумная суспензия не пристает к обуви и к технике, что позволяет быстро открыть слабое движение по отремонтированному участку.