Ученые Института электронной техники и приборостроения Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. разработали программно-алгоритмическое обеспечение, способное провести комплексную оптимизацию параметров систем управления беспилотными летательными аппаратами. Целевой аудиторией этого цифрового продукта могут стать производители квадрокоптеров вертолетного типа.
Подобные программные обеспечения широко применяются в авиационной отрасли, включая беспилотные системы, а также в области энергетики, производственных процессах, например, в промышленных роботах.
Уникальность разработки политеховцев заключается в использовании линейной алгоритмизации и различной комбинации фильтров, что обеспечивает значительное преимущество в быстроте и эффективности разработанного решения.
Технический результат программно-алгоритмического обеспечения заключается в повышении комплексной безопасности и стабильности временной работы любых цифровых датчиков, находящихся в составе бортовой вычислительной системы (БВС) мультироторного типа. А благодаря алгоритмам и комбинации фильтров достигается комплексное снижение ошибок в работе системы.
Автор проекта – аспирант кафедры «Приборостроение» Института электронной техники и приборостроения СГТУ Ярослав Пахомов, вошедший в число победителей XIV Национальной научно-технической конференции в 2025 году. Научный руководитель – директор ИнЭТиП, кандидат технических наук Александр Никифоров.
«Проведенное экспериментальное тестирование доказало, что наличие такого алгоритмического инструмента в составе систем БВС мультироторного типа снижает погрешность системы практически до 1 % и повышает комплексную безопасность работы самого судна в различных эксплуатационных ситуациях», – рассказывает Ярослав Пахомов.
По словам ученых СГТУ, возможно дальнейшее развитие этого программного продукта в качестве комбинированного универсального программного обеспечения для контроля и настройки систем БВС. Для функционирования алгоритмов используются входящие данные, поступающие с датчиков, находящихся в составе системы, то есть важно получение основных сведений, на которых и строится принцип полета летательных аппаратов. В настоящее время проводятся разработки в этом направлении, и уже создан функционирующий прототип.
По разработке подана заявка на патент на изобретение № 2024112489 «Способ оптимизации параметров системы управления беспилотных летательных аппаратов мультироторного типа».