Ученые Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. работают над совершенствованием транспортно-логистических систем путем внедрения в них интеллектуальной составляющей. Так, политеховцы разработали программную модель для анализа непрерывного транспортного потока беспилотных автомобилей на серпантине с виражами. При этом учитывается средняя скорость машин, движущихся впереди.
Отметим, что беспилотные автомобили оборудованы системой автоматического управления, которая позволяет им безопасно передвигаться без участия человека. Ученые СГТУ провели анализ существующих моделей транспортных потоков, включая такие, как модели следования за лидером и модель оптимальной скорости, которые не учитывают специфику движения по серпантинам. На их основе была разработана новая концепция, основное отличие которой заключается в принятии во внимание поперечного уклона дорожного полотна при движении по сложным участкам.
В основном применяются модели, которые управляют отдельными беспилотными транспортными средствами, не принимая во внимание их взаимодействие в пределах потока. Данная система учитывает все особенности движения, что позволяет точно прокладывать маршрут, принимая во внимание повороты и помехи на дорогах.
Авторы исследования: доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ Сергей Гусев, доцент этой же кафедры Игорь Куверин, аспиранты кафедры Дмитрий Блинов и Инна Гусева.
«В новой модели учитываются силы, действующие на автомобиль, включая гравитацию, тягу и центростремительную силу. Показаны возможности ее применения в контексте интеллектуальных транспортных систем, при которых информация о средней скорости автомобилей передается через сеть. Предложенная модель позволяет более точно рассчитывать скоростные режимы на криволинейных участках с виражами, адекватно оценивать пропускную способность дорог и выработать стратегии для выявления потенциально опасных зон, что может значительно помочь в оптимизации проектирования систем автономного транспорта», – рассказывает Сергей Гусев.
В настоящее время ведутся дополнительные исследования по применению разработанной имитационной модели в процессы управления движением беспилотных транспортных средств в интеллектуальных транспортных системах. Ее применение позволит повысить среднюю скорость движения беспилотных транспортных средств без снижения показателей безопасности дорожного движения.