Версия для слабовидящих

ПРОЕКТЫ

Исследования, технологии, экспертиза

Сверхпрочные подшипники

18.05.2022 432

В Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ успешно функционирует научная школа технологов машиностроителей, которая проводит инновационные разработки в области подшипникового производства. Так, ученые Политеха создали подшипники для экстремальных условий эксплуатации, новизна которых подтверждается рядом патентов.

Такие подшипники могут использовать предприятия, изготавливающие или ремонтирующие военную, транспортную, спортивную или сельскохозяйственную технику, занимающиеся производством оборудования для добычи полезных ископаемых в Арктике.

Дорожка качения этих подшипников имеет нестандартную геометрическую форму, что в 3-5 раза повышает их долговечность и надежность, а в экстремальных условиях эксплуатации это особенно важно. Такие уникальные изделия также имеют пониженный момент сопротивления качения, пониженный шум и вибрации, в 2-2,5 раза повышается их быстроходность.

В настоящее время производством подшипников занимается ООО «Инновационная продукция машиностроения».

«Особенность подшипников для экстремальных условий эксплуатации заключается в том, что в них жидкая или пластичная смазка заменена на твердую, которая не теряет своих смазочных свойств в условиях арктического холода, вакуума и облучения космического пространства. Наши подшипники не требуют технического обслуживания при эксплуатации», – отмечает один из авторов проекта, доктор технических наук,  профессор кафедры «Технология машиностроения» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ, Заслуженный деятель  науки РФ, лауреат премии Президента РФ Альберт Викторович Королев.

Детали подшипников для экстремальных условий эксплуатации обработаны специальным микродинамическим методом, то есть подвергаются многократной упругой деформации. В результате обретаются нужные геометрические параметры деталей. По словам ученого Политеха, такой метод отличается высокой производительностью, экологической безопасностью, простотой конструкции оборудования, низкими затратами на его обслуживание, высокой рентабельностью применения, низкими капитальными вложениями.

«Особенно важно глубокое удаление остаточных напряжений в подшипниках, работающих при арктическом холоде, так как подшипниковая сталь в таких условиях становится очень хрупкой и чувствительной», – поясняет Альберт  Королев.

Практическая реализация разработки позволит повысить надежность эксплуатации вооружения, военной и гражданской техники в условиях Арктики и Крайнего Севера, уменьшит число аварийных отказов.

Разработка ученых СГТУ насчитывает порядка двадцати патентов, которые можно посмотреть в открытых реестрах ФИПС: https://www1.fips.ru/registers-web/.


Новости СГТУ

все новости...