Версия для слабовидящих

Новости центра

все новости...

«Хром и чёрный: граффити во времена бума современного искусства в городской среде»

 
«Хром и чёрный: граффити во времена бума современного искусства в городской среде»

10 апреля 2015 года в рамках межвузовского проекта «Социологическая мастерская» прошла лекция саратовского граффити-художника Олега Зябкина «Хром и черный: граффити во времена бума современного искусства в городской среде». Встреча была посвящена классическому граффити и вызвала искренний интерес у студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, исследователей.

Первое, на что Олег Зябкин обратил внимание аудитории — принципиальное отличие граффити от стрит-арта. И стрит-арт, и граффити являются формами уличного искусства. Но стрит-арт, в большей степени, предполагает работу с городским пространством, его основная цель — вовлечь зрителя в диалог с художником и произведением искусства. К стрит-арту относятся постеры, трафареты, стикеры, перфомансы, скульптурные и видеоинсталяции. Работы стрит-арт художников сегодня можно встретить в галереях и музеях по всему миру. Для того, чтобы увидеть граффити нужно выйти на улицу.


Классическое граффити — это, в первую очередь, шрифты, написание имени самого художника. Существует огромное количество разных стилей и видов граффити от самых простых и быстрых в нанесении до сложных, требующих от художников много времени и терпения. Чем больше «кусков» сделает граффити художник, чем выше он сможет нанести свое имя, чем менее доступно место для рисования, тем лучше. Художники граффити захватывают, помечают территорию. Они рисуют не для жителей города, не для политиков, а для таких же художников как они сами.

Олег Зябкин отметил, что, несмотря на то, что главное «оружие» граффити-художника — аэрозольный баллон, не все надписи, сделанные им, можно называть граффити. Например, надпись «Бабы не пройдут», которую еще несколько лет назад можно было встретить на любом заборе в нашем городе, граффити не является. Аналогично этому рисунок «Здесь был Вася» или «Во дворе злая собака».

Кроме того, во время встречи обсуждались вопросы, связанные с коммуникацией, с выстраиванием отношений внутри граффити-сообщества, взаимодействием с общественностью, муниципальной властью, представителями правоохранительных органов, СМИ: существуют ли какие-то этические нормы в сообществе и как они соблюдаются; меняется ли отношение горожан к этой субкультуре и меняется ли сама субкультура.

В завершении лекции Олег Зябкин предложил всем ее участникам посмотреть журналы о граффити. Среди них были как российские, так и иностранные издания. В одном из анализируемых журналов «Urban Roots», в котором представлены наиболее интересные и качественные граффити-работы на постсоветском пространстве, участники встречи смогли найти граффити из Саратова. Эти работы были сделаны в нашем городе в 2008 году на стенах гаражного кооператива вдоль Новоастраханского шоссе в рамках фестиваля «Montana Jam». Это был самый масштабный граффити-фестиваль в Саратове, в котором приняли участие 25 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново и Саратова.





Социологический центр ИСПМ



Фото к материалу

15.04.2015 23:37:44