Институт машиностроения, материаловедения и транспорта является продолжателем традиций машиностроительного факультета СГТУ, созданного в 1946 году.
По приказу Комитета по высшей школе при СНК СССР № 165/72 от 30 марта 1946 г. в САДИ на базе старейших кафедр был организован Механико-технологический факультет. Исполняющим обязанности декана факультета был назначен С.В. Аркадакский.
После того, как на основании Постановления Совета Министров СССР №1000 от 2 июля 1960 г. и Приказа MB и ССО РСФСР №540 от 15 июля 1960 г. Саратовский автодорожный институт был объединен с Всесоюзным автодорожным заочным институтом и на их базе был создан Саратовский политехнический институт, факультет был преобразован в машиностроительный факультет.
В 1996 г. решением ученого совета Саратовского государственного технического университета было изменено название факультета: Факультет автоматизированных машиностроительных комплексов и технологий (ФАКиТ).
Первый декан: П.И. Гаврилов, к.т.н., доцент.
Первые кафедры и специальности
На первый курс было принято 100 человек и на второй курс по решению Минвуза СССР - 25 человек из числа лиц, обучавшихся в 1940/41 учебном году в Москве и прервавших учебу в связи с началом Великой Отечественной войны.
Сегодня на факультете работают 26 докторов наук, 57 кандидатов наук, 18 профессоров и 37 доцентов.
1950 - осуществлен первый выпуск инженеров-механиков. Все 25 человек успешно защитили дипломные проекты. Среди выпускников этого года такие крупные организаторы промышленности и ученые, как И.К. Ховрин, работавший в течение длительного времени директором Всесоюзного научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подшипниковой промышленности; доктор технических наук, профессор Л.В. Худобин - заведующий кафедрой Ульяновского политехнического института.
Организован первый совет факультета. В него вошли: декан факультета, доцент, к.т.н. П.И. Гаврилов, доценты, к.т.н. К.И. Севров, Н.А. Шестериков, Б.А. Берг, С.Г. Редько, Я.М. Довгалевский, Г.Т. Глушко, старшие преподаватели С.В. Аркадакский, В.Я. Зверева, И.И. Мер, Д.А. Лозовой, ассистенты М.Д. Цфасс. В.И. Карташов, М.А. Пашенных, Б.Н. Гладкова, инженер А.М. Тимофеев.
1959 - в соответствии с постановлением Совнархоза Саратовского экономического района от 27 августа 1959 г. №184 «О развитии экспериментальных и конструкторских баз, цехов и участков по созданию средств механизации и автоматизации производственных процессов» и в целях разработки перспективных вопросов механизации и автоматизации производственных процессов резания металлов, в институте на базе лаборатории кафедры «Технология машиностроения» организована лаборатория «Автоматизация технологических процессов в машиностроении и резания металлов». Начальником лаборатории назначен доцент А.И. Гильман, научным руководителем - доцент С.Г. Редько. В составе лаборатории создано шесть научно-исследовательских групп:
1962 - открытие кафедры «Технология электровакуумного машиностроения и оборудования», начата подготовка инженеров для электронной промышленности по специальности «Полупроводниковое и электровакуумное машиностроение».
1966 - создана кафедра «Автоматизация технологических процессов в машиностроении», выпускающая инженеров-электромехаников по специальности «Автоматизация и комплексная механизация».
На базе кафедры экономики и организации производства создается кафедра «Экономика и организация машиностроительной промышленности».
1968 - создается отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Автоматизация и комплексная механизация на предприятиях авиационной промышленности».
1979 - одна из первых в институте кафедра «Технология машиностроения» открывает филиал на Саратовском авиационном заводе.
1980 - начата работа в отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Технологическое обеспечение качества подшипников качения».
1992 - общая инженерная кафедра «Технология конструкционных материалов» преобразована в кафедру «Материаловедение и высокоэффективные процессы обработки» и стала выпускающей.
1995 - первый выпуск инженеров по специальности «Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки». На кафедрах «Технология машиностроения» и «Металлорежущие станки и инструменты» впервые в России после Московского государственного технического университета им. Баумана начата подготовка инженеров по специальности «Проектирование технологических комплексов».
1997 - открытие на кафедре «Материаловедение и высокоэффективные процессы обработки» специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы».
2000 - на базе ОАО «Саратовский подшипниковый завод» совместно с машиностроительным факультетом открыт Институт точного машиностроения (ИТМАС).
2001 - организация ускоренного обучения для лиц со средним профессиональным образованием.
2002 - начало реализации программы непрерывной подготовки специалистов совместно с авиационным и машиностроительным колледжами.
2004 - открытие на кафедре «Электронное машиностроение» специальности 120500 «Оборудование и технология сварочного производства». Организация кафедры «Проектирование технических и технологических комплексов» (ПТК).
Проведение на базе кафедры «Конструирование и компьютерное моделирование технологического оборудования в машино- и приборостроении» 7-й Международной научно-технической конференции «Динамика технологических систем».
2005 - создание на базе ОАО «СПЗ» совместно со специалистами машиностроительного факультета опытного производства подшипников качения и технологического оборудования для их изготовления.
2008 - началась подготовка бакалавров по новым направлениям: «Материаловедение и технология новых материалов» и «Биомедицинская инженерия».
2010 - на базе кафедры «Материаловедение и высокоэффективные процессы обработки» (МВПО) образованы кафедры «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» (БМА) и «Физическое материаловедение и технология новых материалов» (ФМТМ)