Уже более сорока лет при Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. действует учебно-исследовательский центр «Волгодортранс». Его специалисты спроектировали в нашем регионе большинство местных автотрасс. Силами этой организации проводилось исследование гоночной трассы «Формулы-1» в Адлере, сделанной по технологии будущего, и на объектах чемпионата мира по футболу 2018 года в Волгограде: это участки проезжей части вблизи аэропорта Гумрак и на улице Рокоссовского, примыкающей к стадиону «Волгоград Арена», где пройдет несколько матчей футбольного «Мундиаля». Но главный смысл работы центра – создание новых технологий для автодорожной отрасли.
- Мы люди науки, - подчеркивает его директор Сергей Андронов. – Без нас не воплотить многих проектов, эффект от реализации которых исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей. В пригородном поселке Усть-Курдюм наша группа внедряла покрытие противоскольжения, состоящее из полиуретанового слоя, который наносится на асфальтобетон. Эта инновация служит, в том числе, для обеспечения безопасности в зимнее время на остановках общественного транспорта, предотвращая падения граждан, грозящие тяжелыми травмами. Таким образом, любая разработка в сфере дорожного строительства до момента своего внедрения подвергается нами тщательному контролю.
Инновационное покрытие служит вдвое дольше обычного
Готовя свою докторскую диссертацию, Сергей Андронов стремится к тому, чтобы отраженные в этом труде технические идеи не остались на бумаге, а нашли бы повсеместное применение. Основная тема его научных исследований – использование асфальта с добавкой фиброволокна.
- Асфальтобетонное покрытие с волокнистыми элементами отличается от обычного покрытия дороги так же как железобетон от стандартного бетона, - поясняет ученый. – Базальтовые, полимерные или растительного происхождения волокна, введенные в асфальтовую массу, играют роль арматуры, придающей всей конструкции монолитность. Создавая такого рода материал, мы опирались на опыт научной школы Саратова, занимающей в России лидирующие позиции в данной отрасли знаний. «Обогащенный» асфальт предназначен в первую очередь для профилактики образования колей. На проезжей части они обычно развиваются во время летней жары и под воздействием большегрузного транспорта – на подъемах, поворотах, перекрестках со светофорами. Их легче предотвратить, чем исправить. Структура материала, разработанного в нашей организации, позволяет снижать внутреннее напряжение дорожного полотна, и это отлично служит поставленной задаче обеспечить безопасность движения по автотрассам. В целом же испытания показали, что дорога с фибропокрытием минимум вдвое долговечнее по сравнению с участками, выполненными по обычной технологии и требующими капремонта каждые 5-7 лет.
Директор ПУИЦ «Волгодортранс» Сергей Андронов убежден, что преждевременный износ автодорог, характерный для Саратовской области, можно полностью устранить в регионе при незначительном увеличении расходов бюджета. Модернизация производства с целью наладить выпуск асфальта нового вида потребует ограниченных вложений, а на тех заводах, где готовится щебеночно-мастичный асфальтобетон, и вовсе нет необходимости что-то серьезно менять ради инновационной продукции.
Технология производства асфальтобетона армированного фиброволокном, авторство которой принадлежит научной группе из «Волгодортранса», подтверждена патентом Федерального института промышленной собственности. Судьба этой разработки теперь во многом зависит от главной отраслевой инстанции – федерального дорожного агентства «Росавтодор». Технологией заинтересовались потенциальные инвесторы, поскольку научная разработка уже востребована у производителей. Подрядчики, занятые ремонтом и содержанием автодорог, в свою очередь поддерживают ее массовое применение.
Полный переход к новой технологии – до 2022 года
- Я лично знаком со многими руководителями дорожного звена в Поволжье, - продолжает Сергей Андронов. – Их содействие в сфере технологических инноваций - решающий фактор успеха соответствующих разработок «Волгодортранса». В частности, нас поддержали директор ООО «Викинг» Юрий Алексеев, который на своем предприятии предоставил площадку для изготовления производственных смесей по нашей технологии, и АО «Автогрейд» из Энгельса, строящее дороги в ряде областей Российской Федерации. Замечу: расход асфальтобетона с фиброволокном при выполнении ремонтных работ требуется меньший, чем с использованием обычного асфальта. Его 5-сантиметровый слой выдерживает больше, чем 10-тонную нагрузку на ось при допустимом среднем значении 6 тонн. Подтверждаются и эффективность, и высокая экономичность новой технологии – притом, для ее реализации можно обойтись «дедовской» дорожной техникой - катками и асфальтоукладчиками.
Год назад эта инновационная смесь проходила производственное внедрение на самых загруженных городских улицах. Работы с ее использованием проводятся в текущем году еще на 4-5-и участках. Полностью внедрить указанную технологию планируется до 2022 года.
- Разработка включает в себя три компонента – шероховатый защитный слой поверхности дороги, применение фибры по «горячей» технологии, «холодная» методика укладки асфальтобетона с дисперсным битумом и опять же с добавлением синтетических волокон, созданная профессором СГТУ Николаем Горнаевым. – уточнил директор «Волгодортранса», - Исходный материал для производства асфальтобетона нового поколения находится буквально под рукой. В Саратовской области – целый кластер предприятий, выпускающих волоконные изделия и, в первую очередь, это предприятия Балакова. Обнадеживают и общие позитивные перемены в дорожной отрасли региона. Объем работ за предыдущие три года здесь превысил аналогичные показатели нескольких последних лет. При возросших размерах бюджетного финансирования дорожного хозяйства наши идеи будут востребованы как никогда ранее.
Текст: Александр Гуляев