Версия для слабовидящих

логотип-иммт.jpg

ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТРАНСПОРТА


Новости











все новости...

Сотрудники СГТУ приняли участие в проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2121»

Сотрудники СГТУ приняли участие в проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2121»

Команда Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. работала на крупнейшем проектно-образовательном интенсиве этого лета – Архипелаг 2121. В нём приняли участие почти 18 тысяч человек. Свыше 4 тысяч из них создали 2049 проектов, большая часть которых уже находится на стадии готового продукта или прототипа.

Архипелаг 2121 проходил в Великом Новгороде на базе НовГУ имени Ярослава Мудрого. Это были четыре месяца работы команд и экспертов, открытий и озарений. Интенсив был разбит на три такта. С 23 апреля по 21 июля команды проходили предакселерацию, нулевой этап: в ней участвовал 581 проект. До 27 июля участники пытались взглянуть на настоящее из будущего, а на втором такте команды вступили в стадию экспертной акселерации. Команда университета участвовала в третьем такте «Практики», стартовавшем 4 августа. Он был посвящен формированию программ развития и разработке механизмов поддержки общественно значимых идей. Команда сотрудников работала в трех треках:

  • «Вузы как институты развития городов и регионов» (директор ИнЭТИП Александр Никифоров, доцент кафедры ИКЛ Максим Гвоздев);

  • «Новые форматы образования в университетах» (заведующий кафедрой РТ Максим Балакин, специалист по УМР Майя Морозова, доцент ЭТБ Ольга Рябова);

  • «Future skills» (доцент кафедры СМ Елена Пошивалова, доцент кафедры ИБС Наталья Хороводова).

В течении недели проходили общие активности и питч-сессии лучших практик, мастер-классы по новым образовательным форматам, командные работы университетов и регионов/городов.

Так, одним из важных стало обсуждение будущего образования в рамках трека: «Драйверы Архипелага: наука и университеты. Public Talk».

Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития в рамках обсуждения отметил:

«Изменения последних нескольких недель — проекты-маяки. В их основе лежит специализация труда. Важно, чтобы университеты выполнили эту миссию — готовить специалистов для развивающихся рынков, в этой связи важны проекты-маяки. Сейчас началась работа команд регионов, рассчитываю, что представители вузов познакомятся со своими вице-губернаторами и в ваших вузах откроются программы, которые будут поддерживать технологическое развитие. Плюсы программы «Приоритет 2030» в простой логике — связка с экономическими агентами и способность создавать продукты, которые будут востребованы российской экономикой. Огромной проблемой является то, когда университеты работают как вещь в себе и воспринимают НИОКР как способ дополнительного бюджетного финансирования. Цифровизация и пандемия как 2 тренда создают большое количество рисков, но и большое количество возможностей развития регионов, городов и мелких поселений».

Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ также рассказал об успешном опыте подготовки кадров: 

«Пилотов мы начинали готовить через систему движения Worldskills и систему компетенций в колледжах. Сегодня во многих компетенциях очень важна роль университетов, которые должны формировать новую системную подготовку специалистов. А дальше мы можем это декомпозировать на СПО и масштабировать. Важно, чтобы в этот процесс включились университеты для системной подготовки как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании.

Когда речь о кооперации, то это и кооперация с различными экономическими агентами, органами власти и т.д. Университет закладывался как новая среда, которая должна менять город и сознание горожан».

Другим важным событием стало обсуждение «Университеты – переупаковка миссии». Баттл в поиске новых смыслов с участием ректоров университетов, которые активно включены в реализацию самых разных больших проектов по линии Минобрнауки, по линии общественных проектов Администрации Президента РФ, Агентства стратегических инициатив, Университета 20.35, губернаторских проектов. Ключевой контекст события был представлен в следующем: вузы перестали быть просто местом, где рождаются знания и наука, а всё больше становятся мультифункциональной площадкой, в том числе для развития региона в целом. Это и кампус университета, и трансформация его третьей миссии, и вовлеченность в большие коллаборации и проекты, появления функционала института развития, молодёжная политика и т.д. У ряда вузов проходит и трансформация миссии, ее "переупаковка". Были рассмотрены стратегии и кейсы ректоров на будущее: в контексте трансформации целей и миссии.

В ходе трека «Future skills» команды российских университетов совместно с экспертами обсудили лучшие практики внедрения стандартов Ворлдскиллс в учебный процесс, а также спроектировали новые практико-ориентированные образовательные программы и мероприятия для развития компетенций Future Skills в вузах. В мероприятиях данного трека приняли участие 15 команд университетов. Результатом работы стало создание дорожных карт, определяющих дальнейший план работы вузов с движением Ворлдскиллс Россия.

Участники изучили методические наработки университетов, уже состоящих в движении, оценили применимость этих практик для своих образовательных организаций, а также провели предварительный анализ и сопоставление обучающих программ с компетенциями Future Skills для определения их потенциала развития в вузе. По итогам проделанной работы большинство вузов подтвердили свою готовность уже сегодня развивать до 25 из 42 утвержденных компетенций, а также массово внедрять практику проведения демонстрационного экзамена для промежуточной аттестации студентов с потенциальным охватом в более 10 тыс. человек.

«Трек Future Skills показал значительный интерес вузов к внедрению компетенций и технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс. В ходе мероприятия к нам присоединились и сторонние участники интенсива, активно включившиеся в работу команд и показавшие высокую увлеченность процессом. По результатам мероприятий в рамках трека мы можем с уверенностью заявить о применимости и эффективности наработанных практик вузовского движения Ворлдскиллс Россия и планируем в дальнейшем тиражировать полученный опыт. Осенью мы совместно с ГУАП запускаем программу повышения квалификации по внедрению Future Skills в вузах и надеемся на интерес к разработке такого рода программ со стороны других университетов», – сказал Андрей Филиппович, руководитель направления по методологии и работе с органами государственной власти Ворлдскиллс Россия.

На финише работы в рамках интенсива команды ВУЗа защищали проекты в соответствующих треках. Проекты получили широкое обсуждение и высокую оценку значимости внедрения в образовательные процесс ВУЗа и региона в целом.



Фото к материалу

27.08.2021 10:43:07