Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Дайджест новостей Министерства науки и высшего образования за 8 преля

Дайджест новостей Министерства науки и высшего образования за 8 преля

Поручения главы государства в сфере науки и технологий исполнены

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в совещании об итогах реализации посланий Президента Федеральному Собранию РФ в 2019-2020 годах, которое провёл глава государства Владимир Путин.

Об исполнении поручений Президента доложил Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Вице-премьер подчеркнул, что поручения в сфере науки и технологий реализованы полностью.

В послании 2020 года Владимир Путин обратил внимание на возможность выбора направления профильной подготовки.

«Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии», — акцентировал глава государства.

По итогам этого поручения был разработан законопроект, обеспечивающий возможность выбора обучающимся образовательной траектории. Соответствующие поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» приняты Государственной Думой в первом чтении в марте 2021 года.

Для решения кадрового вопроса в системе здравоохранения в прошлом году Президент поручил существенно изменить порядок приёма в вузы по медицинским специальностям. По реализации этого поручения и в соответствии с предложениями Минобрнауки России Правительством РФ квоты приема на целевое обучение по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» установлены в размере 70% и 75% соответственно, программы ординатуры по дефицитным специальностям — до 100%.

«Вы поручили к 2024 году обеспечить специалистами наше здравоохранение, изменив целевые квоты. Исследования показывают, что ситуация с пандемией, сделала ещё более востребованной профессию врачей – героев нашего времени! Понимая её ценность, важность и востребованность выпускники городских и сельских школ стремятся поступить в медицинские вузы. Мы изменили порядок приема в вузы по медицинским специальностям: целевой прием на лечебное дело стал 70%, по педиатрии — 75%. А квоты приема на целевое обучение по дефицитным специальностям ординатуры таким, как «кардиологи», «рентгенологи», «пульмонологи», доходят теперь до 100%», — отметил Дмитрий Чернышенко.

Вопрос справедливой доступности бесплатного очного высшего образования и поддержки региональных вузов, обозначенный в послании 2020 года, также не остался без внимания. В целях сохранения доступности очного высшего образования (программы бакалавриата и специалитета) Министерством науки и высшего образования РФ увеличен общий объем контрольных цифр приема на 2021/22 учебный год, при этом 75,6 % мест по очной форме обучения было отдано региональным вузам.

«В этом году общий объем бюджетных мест увеличен еще на 10%, что дополнительно даст возможность получить образование 33 тыс. россиян. Таким образом в этом году у нас более 422,5 тыс. студентов- бюджетников», — привел данные вице-премьер.

Он отдельно подчеркнул перспективы дальнейшего увеличения числа бюджетных мест, чтобы соответствовать тренду демографической волны.

На совещании также был рассмотрен вопрос дефицита востребованных кадров.

«Мы проанализировали эту проблему и увеличили более чем на 27 тыс. мест прием по конкретным специальностям именно в этих субъектах страны. Это будут врачи, педагоги, специалисты цифровой экономики, сельского хозяйства, транспорта в субъектах: Дальневосточного федерального округа, Новгородской и Белгородской областях, Республике Марий Эл», — пояснил исполнение поручения Дмитрий Чернышенко.

Также Министерством завершена работа по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития.

«Минобрнауки актуализировало более 500 стандартов по специальностям, относящимся к приоритетам СНТР, в них учтены новые компетенции, которых не было раньше. Это информационные технологии, искусственный интеллект, высокотехнологичное здравоохранение, технологии здоровьесбережения», — подчеркнул Заместитель Председателя Правительства РФ.

В рамках федерального проекта «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» национального проекта «Наука и университеты» при участии 78 образовательных и 68 научных организаций, а также 172 организаций реального сектора экономики созданы и активно функционируют десять научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), программы деятельности которых реализуются в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе в Пермском крае, Тюменской и Белгородской областях.

«Программы деятельности НОЦ реализуются в 20 субъектах страны, так как многие из них являются межрегиональными. Все они обладают высоким научно-исследовательским, кадровым потенциалом и развитой инфраструктурой. Инструмент доказывает свою эффективность. Уже сегодня стоит отметить, что доля затрат на исследования и разработки в 2019 году у первой пятерки НОЦ выросла от 9 % (Кемеровская область) до 26 % (Пермский край) к предыдущему году. Поддержка НОЦ будет нами продолжена», — резюмировал Дмитрий Чернышенко.


В Минобрнауки России обсудили вопросы развития российско-индонезийского сотрудничества в сфере высшего образования

Текущее состояние и перспективы развития отношений России и Индонезии в сфере высшего образования обсудили в ходе рабочей встречи представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и делегации Республики Индонезия.

Основными представителями сторон стали директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Татьяна Рябко и полномочный министр, заместитель главы дипломатической миссии Республики Индонезия в Российской Федерации Азис Нурвахьюди.

Одной из тем встречи стал вопрос возобновления очного обучения индонезийских студентов в российских образовательных организациях высшего образования. Также индонезийские дипломаты проинформировали представителей Минобрнауки России о заинтересованности Правительства Республики Индонезия в увеличении квоты для индонезийских граждан на обучение в Российской Федерации.

В ходе обсуждения стороны подчеркнули важность совместной работы по укреплению прямых партнерских связей между университетами двух стран, в том числе в области проведения совместных научных исследований и разработок.

Проведение конкурсного отбора третьей очереди НОЦ запланировано на 2021 год


Минобрнауки России разрабатывает проект соглашения с Черногорией в сфере науки и высшего образования

Стремление к развитию всестороннего гуманитарного сотрудничества России и Черногории выразили представители стран в ходе рабочей встречи.

Основные вопросы взаимодействия России и Черногории в сфере науки и высшего образования обсудили директор Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России Игорь Ганьшин и Чрезвычайный и Полномочный Посол Черногории в Российской Федерации Милорад Шчепанович.

В ходе встречи Посол выразил намерение черногорской стороны к ведению совместной деятельности в сферах науки, высшего образования и молодежной политики между правительствами России и Черногории, а также профильными министерствами и заинтересованными организациями, в частности, посредством заключения соответствующего соглашения.

Директор Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России Игорь Ганьшин согласился с мнением Милорада Шчепановича и подтвердил необходимость разработки и подписания соглашения между Минобрнауки России и Министерством просвещения, науки, культуры и спорта Черногории для придания новой динамики двусторонним отношениям наших стран.

Проект такого соглашения уже находится в разработке в Минобрнауки России и в ближайшее время будет направлен черногорской стороне на рассмотрение по дипломатическим каналам.

Данный документ предполагает регулирование широкого спектра вопросов международной академической мобильности, включая договоренности Сторон о содействии друг другу в разработке программ двойных дипломов и научных обменов, рамочные положения о международном молодежном сотрудничестве сторон и поддержку изучения русского и балканских языков на взаимной основе.



Текст и фото - Министерство науки и высшего образования РФ


09.04.2021