Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Белых Татьяна Викторовна

доктор психологических наук , доцент
Научная тематика
  • Психология интегральной индивидуальности
  • Когнитивная психология
  • Консультативная психология
Образование и карьера

В 1991 году закончила обучение в СГУ - Биологический факультет (отделение психологии), по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»

1991 – ассистент кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института.

1992-1995 – очная аспирантура при Пятигорском государственном лингвистическом институте.

1996 – защита кандидатской диссертации (Специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»). «Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха».

С 1998 – доцент кафедры психологии Ставропольского государственного университета.

2000-2003 – обучение в докторантуре Ставропольского государственного университета.

2004 – защита докторской диссертации (Специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии). «Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности».

С 2004 профессор кафедры психологии Ставропольского государственного университета.

С 2005 – заведующая кафедрой социальной и политической психологии Ставропольского государственного университета.

С 2011 – заведующая кафедрой психологии Северо-Кавказского федерального университета.

С 2013 – заведующая кафедрой консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Практическая работа: консультант по проблемам личностного развития (теория и практика интегральной индивидуальности), бизнес-тренер (тренинги развития профессионального потенциала личности, индивидуальный коучинг).

Повышение квалификации

  1. Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского». Удостоверение № 180000131892 «Технологии разработки, реализации и управления проектами», Саратов, 2019г.
  2. «Нейрокогнитивные и психофизиологические методы в психогенетике», Психологический институт РАО г. Москва, 2016 г.
  3. «Инклюзивное профессиональное образование», ИДПО СГУ, 2015 г.
  4. «Повышение конкурентной позиции вуза как механизм управления социальными рисками профессионального образования», ИДПО СГУ, 2014 г.
  5. «Современные технологии исследования когнитивной пластичности», США, Вайомингский университет, 2014

Основные публикации

Автор 183 научных работ, из которых 5 монографий (1 коллективная), 44 учебных изданий.

Монографии:

  1. Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности -М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.-328с.ISBN 5-93-078-227-X
  2. Белых Т.В., Асланова Д.Т. Позитивная этническая идентичность в структуре интегральной индивидуальности студентов.- Ставрополь: Ставропольское издательство «Графа», 2011.- 195с. ISBN 978-5-904241-42-1
  3. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности - М: изд-во «Мир науки»; г. Москва, 2015, - 120с.).
  4. Социально-когнитивные характеристики личности как субъекта межличностного взаимодействия: экспериментальное моделирование и консультативная практика (коллективная монография). Под ред. Белых Т.В. М: Мир науки, 2017, -160с. [Электронное издание] (С.8-36). Глава 1. Представления личности о себе и собственной эффективности в структуре социально-когнитивных характеристик интегральной индивидуальности Электронное издание [Электронный ресурс]. под ред. Т.В. Белых. –  М.: Мир науки, 2017. – 1 электронный, опт. диск (CD-ROM); 12 см. – (Электронная книга).

Учебные пособия:

  1. Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности: учебно-методическое пособие Рекомендовано Министерством высшего образования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Психология». -СПб.: Изд-во «Речь», 2004.-147 с. ISBN 5-9268-0262-8
  2. Белых Т.В. Психологические технологии семейного консультирования (учебное пособие).- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.-88с.
  3. Белых Т.В. Психологические технологии семейного консультирования: учебно-методическое пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.-132с.
  4. Белых Т.В. Экспертиза и социально-психологический прогноз политических явлений: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011.-143с. (Рекомендовано УМО РАЕ по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений).
  5. Белых Т.В. Социальная психология (учебное пособие).- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013.-135 с.
  6. Белых Т.В. «Когнитивная психология личности»: учебно-методическое пособие/ Белых Т.В. ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского". - Саратов, 2015. - 120 с.
  7. Белых Т.В. Психологическая экспертиза и прогностика. Учебное пособие. Учебное пособие для аспирантов, обучающихся по направлению 37.06.01 «Психология», направленность «Общая психология, психология личности, история психологии» - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2018. -80с.
  8. Белых Т.В. Общая психология: концептуальные основы. Учебное пособие. М.: «Перо», 2018., 121с.
  9. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности: методы исследования нейродинамических и психодинамических свойств. Учебное пособие. М.: «Перо», 2018, 88с.

Статьи SCOPUS:

  1. Белых Т.В., Белоус В.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности. Вопросы психологии. Москва,  1995,  № 6.- С.96-104.
  2. Белых Т.В., Гришина Н.П., Зинченко Е.М. Принятие решений с разным уровнем рациональности: когнитивные, нейро-и психодинамические характеристики субъекта\\International journal of cognitive research in science, engineering and education. – 2018. – Vol. 6 (1).

Статьи ВАК:

  1. Белых Т.В., Князев Е.Б.Вариабельность социально-когнитивных предикторов подчиняемости авторитету в зависимости от степени её выраженности//Человек. Сообщество. Управление. 2018. Т. 19. № 1. С. 91-101.
  2. Белых Т.В., Харланова А.О.Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза. Гуманизация образования. №3, 2018. С.71-80.
  3. Белых Т.В.,Князев Е.Б.Прогностическая модель выявления склонности к подчиняемости личности у девушек студенческого возраста//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. № 3. С. 298-304.
  4. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности//Научно-практический журнал «Гуманизация образования»,  №3, 2017, С.32-37.
  5. Белых Т.В., Газиева М.З.Функциональные характеристики интегральной индивидуальности у студентов в условиях реализации потенциально конфликтного взаимодействия//Журнал «Известия Саратовского университета» серия: Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 3, Том 17, 2017. С.298-303.
  6. Белых Т.В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности// Известия Саратовского университета, Серия Акмеология образования. Психология развития, 2017, выпуск 2(22), том 6, С.153-157.
  7. Белых Т.В. Выраженность познавательных потребностей и специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза// Журнал «Известия Саратовского университета» серия: Философия. Психология. Педагогика. № 3, 2017. С.35-41.
  8. Белых Т.В. Психодинамическая коммуникативная пластичность в структуре интегральной индивидуальности субъекта общения. // Научный журнал. Известия Саратовского университета. Новая серия. 2016. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. С. 59-67.
  9. Белых Т.В., Майрамян А.М. Структурно-функциональные характеристики субъекта межличностного ситуативного взаимодействия/ Белых Т.В., Майрамян А.М. //Гуманизация образования. – 2016. - № 2. – С. 73-82.
  10. Белых Т.В.Интеграция формально динамических свойств в структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности // Научный журнал «Вестник Северо-Кавказского федерального университета» – Ставрополь: СКФУ, №3, 2015. -309с.-С.235-245.
  11. Белых Т.В. Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем общей самоэффективности// Научный журнал.Известия Саратовского университета. Новая серия. 2015. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 3. С. 48-57. ISSN 1819-7671; ISSN 1814-733
  12. Белых Т.В., Костанова Л.Ю. Личностные факторы адаптивности к условиям инфокоммуникации старших школьников // Научный журнал «Вестник Северо-Кавказского федерального университета» – Ставрополь: СКФУ, №1 (40), 2014. -307с.-С.221-225.
  13. Белых Т.В. Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи // Научный журнал.Известия Саратовского университета. Новая серия. 2014. Т 14. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 53-58. ISSN 1819-7671; ISSN 1814-733
  14. Белых Т.В. Психодинамические особенности субъекта инфокоммуникации с высоким уровнем невротизации// Научно-образовательное издание «Вестник Северо-Кавказского университета» – Ставрополь: СКФУ, №1, 2013. -250с.-С.173-175.
  15. Белых Т.В., Шершнева А.С. Влияние выраженности компонентов психологической культуры на эффективность деловой коммуникации// Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь: СГУ, 2012,Выпуск 79 (2),С.136-141.
  16. Белых Т.В. Влияние гендерных особенностей личности на адаптационные возможности в условиях осуществления инфокоммуникации // Вестник университета (ГУУ).- М: ГУУ, 2012. - №14. – С. 94 – 98.
  17. Белых Т.В., Шершнева А.С. Психологические условия становления интегральной индивидуальности в процессе обучения в вузе// Вестник университета (ГУУ).-М: ГУУ, 2011- № 23. С.21-34.
  18. Белых Т.В. Влияние доминирующих ценностных ориентаций на структуру интегральной индивидуальности в студенческом возрасте// Вестник университета (ГУУ).-М: ГУУ, 2011. -№ 22.С.12-18.
  19. Белых Т.В., Дмитриева Н.А. Гендерные качества, как конструкт интегрального пространства личности// Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - Вып.71. –С.173-178.
  20. Белых Т.В. Особенности восприятия образа власти гражданами в зрелом возрасте// Научный журнал. Социум и власть. - Челябинск: Изд-во Полиграф-Мастер, 2010.- №2. – С.22-27.
  21. Белых Т.В. , Асланова Д.Т. Динамика структуры интегральной индивидуальности в процессе обучения у студентов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности// Научный журнал. Гуманизация образования. Сочи, 2009. - №6. –С.77-83.
  22. Белых Т.В. , Асланова Д.Т. Самоидентификация личности и становление интегральной индивидуальности в условиях поликультурного образовательного пространства// Научный журнал. Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008. - № 12. –С.7-15.
  23. Белых Т.В. Развитие индивидуальности как предмет психологического изучения: историко-теоретический анализ// Научная мысль Кавказа. Приложение. -2004, №4.-С.164-172.
  24. Белых Т.В., Ахвердова О.А. Динамика субъектных свойств в условиях развивающего обучения// Научная мысль Кавказа. Приложение. -2004, №5.-С.193-199.
  25. Белых Т.В. Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности// Вестник Ставропольского государственного университета. –2004. Вып. 37.-С.101-107.
  26. Белых Т.В. Восприятие образа нравственного человека у юношей в зависимости от разных условий жизнедеятельности// Научный журнал.  Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 32. 2003.-С.118-126.
  27. Белых Т.В. Теоретические аспекты концепции интегративного исследования индивидуальности// Научный журнал.  Вестник Ставропольского Государственного университета. Выпуск 29. 2002.-С.119-129.


Сведения из научно-технической библиотеки СГТУ имени Гагарина Ю.А.