Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Сытник Александр Александрович

доктор технических наук , профессор
Научная тематика
  • дискретная математика,
  • математические методы и модели сложных систем,
  • современные образовательные технологии. 
Образование и карьера

1974 - после окончания средней физико-математической школы № 13 поступил в Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского  на механико-математический факультет, где был учеником выдающего кибернетика и организатора науки и образования, основоположника Саратовской кибернетической школы Анатолия Михайловича Богомолова.

1985 - А.А. Сытник получил степень кандидата физико-математических наук, и ему было присвоено учёное звание доцента по кафедре математической кибернетики СГУ (1986).

1993 - после обучения в докторантуре Института проблем управления РАН, он получил степень доктора технических наук, а в 1994 году ему присвоено учёное звание профессора по кафедре теоретических основ информатики СГУ. 

В настоящее время А.А. Сытник является   профессором, заведующим кафедрой информационно-коммуникационных систем и программной инженерии.

Стаж научно-педагогической деятельности А.А. Сытника составляет 35 лет. Им подготовлено 20 кандидатов и докторов наук, в том числе 4 по проблематике социальной информатики.

Особо следует отметить его вклад в становление нового научного направления «Социальная информатика», которое возникло вследствие перехода к информационному обществу. Он организовал открытие учебных специальностей в области информационно-коммуникационных технологий:

  • «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (СГУ),
  • «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (СГСЭУ),
  • «Бизнес – информатика» (СГСЭУ),
  • «Специалист в области компьютерной графики и web–дизайна» (СГСЭУ).

Под руководством А.А. Сытника  выполнен ряд серьёзных проектов по созданию единого информационного научно-образовательного пространства региона, технологий и современных средств телекоммуникаций, анализу информационных потребностей научно-образовательной сферы, мониторингу социально-образовательной сферы.

А.А. Сытник внес существенный вклад в совершенствование управления образованием, а также обеспечил масштабное внедрение новых наукоемких разработок в Российскую систему образования в целом.

Является членом ряда научно-экспертных и специализированных Советов по проблематике кибернетики, информатики и информационных технологий. Член Общественной палаты Саратовской области. 

Награды

Значимый вклад многолетней научно-педагогической деятельностью А.А. Сытника в развитие российского образования отмечен государственными наградами и знаками отличия.

1994 - А.А. Сытник удостоен стипендии Президента Российской Федерации как выдающийся учёный России.

1996, 1999 - ему присвоены звания члена-корреспондента Российской Академии естественных наук и академика Российской Академии естественных наук.

2001 - награжден нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

2003 – награжден премией Президента Российской Федерации за инновационные разработки в образования.

2004 – отмечен Золотой медалью Всероссийского выставочного центра за развитие системы открытого образования в Саратовском регионе.

2007 – удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

2016 - А.А. Сытник избран членом-корреспондентом российской академии образования.

Организация образования и науки

Вклад А.А. Сытника в развитие инфраструктуры социальной информатики имеет важное значение для развития образования в Российской Федерации и обогатил социальную практику в области образования значимыми практическими результатами и достижениями. В высших учебных заведениях региона им созданы научно-образовательные структуры, позволившие реализовать полученные научные результаты в практической и учебной деятельности:

1993 – кафедра теоретических основ информатики и информационных технологий в СГУ, В 1993 году под руководством А.А. Сытника создан Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) на базе СГУ и СГТУ, который стал мощным инновационным центром, занявшим лидирующие позиции в сфере подготовки в регионе высококвалифицированных, востребованных кадров, и стартовой площадкой, обеспечивающей успешное творческое и самостоятельное освоение профессии студентами и молодыми специалистами, вхождение их в научную деятельность.

1994 - Саратовский филиал Института операционных систем,

1998 - Соросовский Интернет-Центр СГУ ,

2000 – факультет компьютерных наук и информационных технологий (СГУ),

2003 – кафедра теоретических основ информатики и информационных технологий в Саратовском государственном социально-экономическом университете,

2003 – факультет информатики и информационных технологий в (СГСЭУ, 2003),

2003 - Саратовский региональный ресурсный центр по проблемам информатизации (СГУ)

2008 - международный факультет прикладных информационных технологий (СГТУ, 2008).

2009 – кафедра информационных систем и технологий в СГТУ;

Проектная деятельность

Проблемы развития социально информатики в образовании в теоретическом и методическом аспектах являются предметом исследований, проводимых под руководством А.А. Сытника в рамках федеральных, ведомственных и международных образовательных и научно-технических программ. Данные исследования были поддержаны российскими и международными фондами, среди них фонды «Электронная Россия» и «Развитие единой информационной образовательной среды», Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Национальный фонд подготовки кадров, фонд Евразия и Международный научный фонд. Выполненные научно-исследовательские работы позволили осуществить научно-методическую проработку социальной информатики в образовании и открытом образования, создать соответствующие информационные ресурсы и аналитические системы, дающие возможность оценивать возникающие педагогические, административные, экономические, социальные вызовы. К таковым следует отнести:

1998 - проект «Создание справочно-аналитической информационной системы мониторинга образовательной и социально-экономической среды Саратовского региона, основанной на ГИС-технологии» в рамках межвузовской научно-технической программы «Разработка научных основ создания геоинформационных систем» (СГУ, 1998);

2000 - проект «Виртуальный музей Саратовского государственного университета» реализованный при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СГУ, 2000);

2001 - НИР «Информационный потенциал регионального образовательного пространства: структура, оценка, мониторинг в контексте создания региональной системы Интернет-школ» (СГУ, 2001);

2001–2002 - проект «Разработка и внедрение модели организации учебного процесса в системе открытого образования саратовского региона на примере интегрированного университета» в рамках межвузовской научно-технической программы «Создание системы открытого образования» (СГУ, 2001–2002);

2001-2005 - проект «Разработка рекомендаций и дополнений к действующим правилам и нормам обеспечения безопасной работы с компьютерной техникой в учебных заведениях» в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)»;

2004 - проект «Разработка комплекса нормативно-правовой документации электронных ресурсов информационно-образовательной среды региона» в рамках программы «Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования» (2004);

2006 - проект «Саратовский виртуальный университет. Виртуальное представительство» (СГСЭУ, 2006);

2006-2010 - НИР «Разработка и адаптация новых образовательных принципов и технологий организации учебного процесса на основе синхронной сетевой доставки образовательных ресурсов» Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010)»;

2009-2010 - НИР «Разработка научно-методического и практического использования потокового медиа-контента в научно-образовательной среде» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010);

2002-2010 - проект «Организация работ по подключению школ (учреждений основного общего образования) субъектов Российской Федерации к сети Интернет» в рамках ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010).

Проекты по развитию открытого образования

Для развития социальной информатики в образовании важное значение имеют проекты по созданию и использованию мульмедийных информационных ресурсов. 

2001 - «Античная мифология» (СГУ). Проект «Античная мифология» является победителем призового конкурса программы «Обучение и доступ к Интернет», проводимого некоммерческой американской организацией «Project Harmony». 

2002 - Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» (СГУ). Система «Абитуриент» являлась структурным элементом горизонтального российского образовательного портала. 

2003 - «Виртуальный филиал Русского музея». Уникальное значение для развития культурной составляющей школьного открытого образования явился проект (СГСЭУ). В рамках этого проекта школьники получили возможность удалённого приобщения к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам. 

2005 - «Саратов вчера и сегодня» (СГУ).  Проект «Саратов вчера и сегодня» представляет документированное историческое изображение недвижимых памятников в различных фазах жизненного цикла. 

2005-2007 - повышение квалификации руководителей и работников образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием Саратовской области по внедрению открытого образования и современных информационно-коммуникационных технологий в практику управления школьным образованием. Проект был поддержан  НФПК, он занял значимое место в развитии открытого образования в регионе.

Результативная проектная деятельность под руководством А.А. Сытника позволила возглавляемым им коллективам принимать активное участие в важных региональных и международных мероприятиях, способствующих развитию открытого образования, таких как Дельфийские игры в номинации веб-дизайн (СГУ, 1999), фестивали Интернет-проектов Приволжского федерального округа «Новая реальность XXI века» (СГУ, 2002-2004), Ежегодные областные конкурсы детского творчества (СГСЭУ, 2006-2008); фестиваль «Цифровой ветер (СГТУ, 2009 -2016)».

Практические результаты научно-методической работы

Научно-методическая деятельность А.А. Сытника в области открытого образования нашла свое воплощение в практических результатах. 

2002-2003 - как структурная составляющая Федерального ресурсного центра методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Приволжском Федеральном округе был создан Саратовский подцентр. 

2002-2003 - разработаны методологические основы совместимости российских и зарубежных образовательных программ высшего профессионального и дополнительного образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 

2003 - разработаны концептуальные требования к структуре и сервисам региональных порталов, метаописания образовательных информационных ресурсов, созданы типовые блоки программного обеспечения. Разработаны положения о структуре и составе учебно-методического комплекса для системы дистанционного образования, комплект проектов типовых положений о структуре и функционировании виртуального университета. 

2004 - разработаны научно-методическое обоснование возможности и необходимости инвариантной нормативно-правовой базы развития электронных информационных ресурсов, научно-обоснованные рекомендации и дополнения к действующим правилам и нормам обеспечения безопасной работы с компьютерной техникой в учебных заведениях. Создан проект подключения учреждений основного общего образования (школ) субъектов Российской Федерации к сети Интернет, разработана техническая документация на поставку и монтаж оборудования.

2004-2005 - проведены работы по вводу в эксплуатацию комплексов открытого образования в школах Саратовской области, на основании которых выполнено подключение к Интернету более 500 школ. Проведены работы по анализу и выбору базовых показателей, используемых в зарубежных странах для оценки использования и воздействия ИКТ на сферу образования, разработаны методики анализа данных, технологии сбора и обработки информации на основе выбранных показателей. 

2006-2008 - разработаны методические основы профессиональной квалификации педагогов с учетом использования ИКТ, внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления школами.

2009-2011 - разработан программно-технический интерфейс мультикастового вещания для образовательных учреждений.

А.А. Сытник с 1993 года по настоящее время осуществляет внедрение вычислительной техники и информационных технологий в учебный процесс и научные исследования, управление образованием в регионе. За последние годы работы в области социальной информатики в образовании разработал концепцию создания информационного образовательного пространства региона на базе технологий открытого образования и современных средств телекоммуникаций, провел анализ информационных потребностей научно-образовательной сферы Саратовской области при разработке единого информационного научно-образовательного пространства, организовал и руководил мониторингом социально-образовательной сферы Саратовской области, участвовал в разработке «Системы сбора и отображения информации о вузах на основе распределенных БД», внедрил «Комплексную информационно-аналитическую систему для решения задач управления социально-экономическим развитием научно-образовательной сферы региона», руководил построением первой в Поволжском регионе информационной системы мониторинга и отработки технологии ГИС-сервера, работающего с социально-образовательными ресурсами различных областей, участвовал в работе по созданию электронного атласа «Образовательные ресурсы России». Под его руководством создан раздел мониторинга социально-образовательных ресурсов Саратовской и Оренбургской областей Поволжского региона, отработана технология удаленного доступа и работы в интерактивном режиме через сеть Интернет, разработана структура раздела «Образовательные ресурсы Саратовской области».

Опыт продвижения и использования открытого образования и социальной информатики в образовании опубликован в издаваемых под редакцией А.А. Сытника научных и учебно-методических изданиях, а также в межвузовском научном сборнике «Теоретические проблемы информатики и её приложений», издаваемом под его редакцией с 1996 года. Глубина представленных в публикациях материалов и широта темы объективно способствуют генерации плодотворных импульсов, стимулирующих развитие социальной информатики в образовании и совершенствование системы управления образованием, отвечающим современным технологическим и социальным вызовам.


Основные публикации

А.А. Сытник является автором свыше 200 публикаций, в числе которых статьи в отечественных и зарубежных научных журналах, 12 монографий, а также ряд учебных изданий. Результаты исследований докладывались на различных конференциях и семинарах в России, странах СНГ, Балтии, США, Великобритании, Бельгии.

  1. Богомолов А.М., Сытник А.А. Универсальные конечные автоматы // Доклады АН СССР. 1987. Т. 2 94. № 3. С. 525-528.
  2. Sytnik A.A. Synthesis of universal finite automata // Lekture Notes in Computer Science. Springer-Verlag. 1987. Vol. 278. P. 432-435.
  3. Сытник А.А. Перечислимость при восстановлении поведения автоматов // Доклады РАН. 1993. Т. 238. № 1. С. 25-26.
  4. Сытник А.А. Восстановление поведения сложных систем. Саратов: Изд-во СГУ, 1992. 192 с.
  5. Сытник А.А. Методы и модели восстановления поведения автоматов // Автоматика и телемеханика. 1992. № 11. С. 149-159.
  6. Sytnik A.A., Posohina N.I. On Some Methods Of Discret Systems Behaviour Simulation // The materials of The First International Conference CASYS'97 on Computing Anticipatory SYStems. Liege (Belgium), 1997.
  7. Alexander A. Sytnik, Serguey V. Papshev. On One Approach to Construction of Distributed Model of Discrete Systems  // CASYS'99. Third International Conference on Computing Anticipatory Systems HEC. Liege (Belgium), August 9 - 14, 1999.
  8. Alexander A. Sytnik, Natalia I. Posohina, Tatiana E. Shulga. On Some Methods Of Discrete Systems Goal-Directed Behavior Generating // The Fourth Conference of the SCI (Systemics, Cybernetics and Informatics). Orlando (Florida, USA), 2000.
  9. Сытник А.А. Шульга Т.Э. Числовые методы функционального восстановления поведения систем // Автоматика и телемеханика. 2003. Вып. 10. С. 123-130.
  10. Sytnik А.А., Shulga T.E.  Mathematical models of Discrete Systems Goal-Directed Behavior Generating // CASYS'03 Belgium: CHAOS.- Symposium 5, P. 9 (Sixth International Conference on Computing Anticiptory Systems, HEC LIEGE, Belgium, August 11-16, 2003).
  11. Сытник А.А.,  Вагарина Н.С., Мельникова Н.И. Мультимедийные ресурсы в семантическом вебе // Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM'2011): Материалы международной научной конференции. М., 2011. С. 115-118.
  12. Pleve I., Sytnik A., Lobacheva G. Guest Commentary: Networks In Scientific And Educational Systems As Effective Tools For Social Development // Potomac: INEER, 2011.
  13. Sytnik A.A., Papshev S.V., Salin V.S. Mathematical Methods of Educational Web Sites Re-engineering and Semantic Optimization. // Iceer 2013 : proceedings Intern. Conf. on Engineering Education Research 2013, Marrakesh, 1-5 July 2013. 2013. Вып. 1. 1. №1. С. P. 829-834.
  14. Sytnik A., Bolshakov A., Dolinina O. N., Perova L. Combined System of Formation of Competences of Technical University Students // Proceedings of the Joint International Conference on Engineering Education and Research and International Conference Information Technology (Cape Town, 8-12 December 2013). 2013. P. 308-315.
  15. Сытник А.А., Байбурин В.Б., Гельбух С.С., Чугунов А.В. Проблемы эффективности и безопасности информационных процессов в системе управления вузом // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1(14). С. 5-9.


Сведения из научно-технической библиотеки СГТУ имени Гагарина Ю.А.
  • Байбурин В. Б., Гельбух С. С., Сытник А. А., Чугунов А. В.Проблемы эффективности и безопасности информационных процессов в системе управления вузом. // Информационная безопасность регионов. 2014. Вып. № 1(14). 1. №№ 1(14). С. 5-9.
  • Bolshakov A., Dolinina O. N., Perova L., Sytnik A.Combined System for Management of Formation of Competences of Technical University Students. // ICEE/ICIT-2013 : Proceedings of the Joint International Conference on Engineering Education and Research and International Conference Information Technology, Cape Town, 8 -12 december 2013. 2013. Вып. 1. 1. №1. С. 308-315.
  • Salin V., Papshev S., Sytnik A.Mathematical Methods of Educational Web Sites Re-engineering and Semantic Optimization. // Iceer 2013 : proceedings Intern. Conf. on Engineering Education Research 2013, Marrakesh, 1-5 July 2013. 2013. Вып. 1. 1. №1. С. P. 829-834.
  • Salin V. S., Papshev S. V., Sytnik A. A.An Approach to facst extraction and semantic analysis of educational websites. // Innovative Information Technoligies : materials of the 3 International scientific-practical conference, Praga, 21-25 apr. 2014. 2014. Вып. Ч. 1 . 1. №Ч. 1 . С. 86-88.
  • Сластихина М. Д., Сытник А. А., Шульга Т. Э.О подходе к проектированию функционально избыточных систем, заданных автоматами специального класса. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Вып. № 73. 1. №№ 73. С. 169-176.
  • Сластихина М. Д., Сытник А. А., Шульга Т. Э.О подходе к проектированию функционально избыточных систем, заданных автоматами специального класса. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Вып. № 73. 1. №№ 73. С. 169-176.
  • Салин В. С., Папшев С. В., Сытник А. А.Практическое применение метода BorderFlow в задаче автоматизированной семантической кластеризации Веб-сайта. // Информатизация образования и науки. 2015. Вып. № 3(27). №№ 3(27). С. 65-73.
  • Сытник А. А., Вагарина Н. С., Мельникова Н. И.Семантические модели и наборы данных в проектировании связанных данных в учебном процессе. // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего : сб. науч. ст. XVIII Объединенной конф. «Интернет и современное общество» (IMS-2015), Санкт-Петербург, 23 – 25 июня 2015 г. / ун-т ИТМО. 2015. Вып. Раздел 3 . №Раздел 3 . С. 337-344.
  • Сытник А. А., Папшев С. В., Курчанова И. В.Сравнительный анализ некоторых методом семантической кластеризации гипертекста. // Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий : материалы XII всерос. науч.-техн. конф., Улан-Удэ, 11-18 августа 2015 г.. 2015. С. 51-56.
  • Башмаков В. А., Сытник А. А.О разработке методологии создания программного обеспечения для исследования сетей МП-автоматов сложной топологии. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. С. 174-180.
  • Sytnik Alexander A., Papshev Sergey V.Semantic Segmentation of Hypertext on basis of automata model. // International Journal of Computing Anticipatory Systems. 2014. Vol. 28. С. 109-115.
  • Sytnik Alexander A., Papshev Sergey V., Salin V.Semantic navigation based on Object-Oriented model of the Web Site. // International Journal of Computing Anticipatory Systems. 2014. Vol. 28. С. 89-94.
  • Салин В. С., Папшев С. В., Сытник А. А.Построение семантических кластеров гипертекстовой структуры на основе статистики переходов пользователей по гиперссылкам. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. С. 192-198.
  • Сытник А. А., Вагарина Н. С., Мельникова Н. И., Шульга Т. Э., Апсаликов М. Ю.О создании инструментов изучения семантического веба. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2015. С. 153-158.
  • Сытник А. А., Гвоздюк И. А.Об одном методе автоматного моделирования сетевых информационных систем. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2015. Вып. № 81. №№ 81. С. 157-164.
  • Сытник А. А., Гвоздюк И. А.Об одном методе автоматного моделирования сетевых информационных систем. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2015. Вып. № 81. №№ 81. С. 157-164.

Новости СГТУ











все новости...