Версия для слабовидящих
Кафедра
«Теплогазоснабжение, вентиляция, водообеспечение и прикладная гидрогазодинамика» (ТГВ)

Новости кафедры











все новости...

История кафедры "Гидравлика, гидравлические машины и водоснабжение"

Распоряжением Министерства Высшего Образования СССР от 30 апреля 1948 года за № Д-24 и на основании приказа МВО СССР от 22 августа 1947 года № 293/Ш и приказа от 9/Ш 1948 года, № 183/Ш на 1948-1949 учебный год по Саратовскому автомобильно-дорожному институту имени В.М. Молотова была создана кафедра «Гидравлика и гидравлические машины с сантехникой». Возглавил кафедру доцент Иосиф Соломонович Ротенбург. Он был учеником выдающегося отечественного ученого в области проектирования автомобильных дорог, профессора Г.Д. Дубелира.

Первых студентов на кафедре стали готовить по специальности «Водоснабжение и водоотведение».

1947-1960 - кафедра находилась в составе дорожно-строительного факультета, ей руководил И.С. Ротенбург, в штате работали 9 сотрудников и 4 единицы вспомогательного состава.

В этот период сотрудники кафедры вели большую научно-исследовательскую работу в области проектирования мостовых переходов. Результаты этих исследований нашли свое отражение в учебном пособии «Проектирование мостовых переходов через большие водотоки». Труд, созданный авторским коллективом - И.С. Ротенбургом, М.П. Поляковым, Н.В. Золотаревым, В.А. Лавровским, - был опубликован в 1965 году в московском издательстве «Высшая школа».

На кафедре читались лекции по следующим дисциплинам: «Гидравлика, гидрология и гидрометрия», «Гидравлика и гидравлические машины», «Водоснабжение и канализация». Была издана монография и 3 учебных пособия для студентов вузов.

1953-1955 - на кафедре в должности ассистента работал А.М. Тужилкин, окончивший САДИ в 1953 году.

1952-1954 - на кафедре преподавал кандидат технических наук, доцент П.С. Лебедев, который в 1953 году стал деканом созданного при САДИ гидротехнического факультета.

1960-1972 - кафедра входит в состав энергетического факультета, в этот период ей руководил А.И. Береза, в штате трудятся 12 сотрудников и 5 единиц вспомогательного состава.

С 1972 года кафедра находится в составе дорожно-строительного факультета (затем - факультета транспортного строительства, теперь - строительно-архитектурно-дорожного института (САДИ) СГТУ). Заведующим кафедрой стал профессор Лев Ильич Высоцкий.

На кафедре «Гидравлика, гидравлические машины и водоснабжение» создана гидравлическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием. В гидротехнических лотках лаборатории по заданию правительства проводятся ответственные научные исследования. В штате кафедры работают 9 сотрудников и 6 единиц учебно-вспомогательного состава.

2000 - кафедра стала выпускающей.

2011 - решением Ученого совета кафедра была объединена с кафедрой «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна» и получила название «Теплогазоснабжение, вентиляция, водообеспечение и прикладная гидрогазодинамика». Новое структурное подразделение возглавил доктор технических наук Виктор Сергеевич Попов.

Научные школы

Научное направление, возглавляемое заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, профессором, доктором технических наук Л.И. Высоцким - управление бурными потоками.

Еще в 1970 году в обзорной статье «Гидравлика» в сборнике «Механика в СССР за 50 лет», изданного под редакцией Л.И. Седова, академик О.Ф. Васильев предрекал: «Есть основания полагать, что в недалеком будущем теория управления бурными потоками в водосбросных сооружениях достигнет высокой степени совершенства и будет принята на вооружение инженерами-практикантами». Теперь известно, что он не ошибся. Исследования в данной области не теряют свой актуальности, теоретической и практичской значимости.