Версия для слабовидящих

Кафедра
Психология и прикладная социология (ПСПС)



Содержание учебной работы

Обучение включает в себя овладение специальными знаниями, умениями, навыками, формирование нравственных принципов профессиональной помощи людям, группам, сообществам, овладение основами психологической и социальной культуры, формирование у обучающих научно-обоснованного понимания и восприятия действительности, развития таких личностных качеств и способностей, которые способствуют самостоятельному овладению профессиональными компетенциями.

В настоящее время на кафедре проводится обучение по следующим образовательным программам бакалавриата: «Психология» (профиль "Инженерная психология"), "Социальная работа " (профиль "Социальная работа"), "Социология" (профиль "Социология"). Кроме того, реализуются программы магистратуры по направлениям "Психология" (профиль "Психология управления") и "Социология" (профиль "Социальная урбанистика и социология города").


37.03.01 «Психология» (бакалавриат)

Бакалавр, освоивший программу по направлению 37.03.01 Психология, готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, педагогической и дополнительно к практической и организационно-управленческой.

Выпускник по направлению 37.03.01 Психология (бакалавр) должен решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

  • Участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии.
  • Изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
  • Применение диагностического инструментария, включая стандартизованные методики, обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

педагогическая деятельность:

  • Преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины.
  • Участие в проведении тестирования по итогам обучения.
  • Участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях.
  • Пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

практическая деятельность:

  • Анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.
  • Формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья, на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантность во взаимодействии с окружающим миром.
  • Предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.
  • Выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии; диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и вне учебной деятельности.
  • Распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации, межличностном и семейном взаимодействии.

организационно-управленческая деятельность:

  • Анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах.
  • Выявление проблем, затрудняющих функционирование организации.
  • Использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Система практической подготовки бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 Психология включает в себя учебные практики, производственную, производственную (НИР) и преддипломную. Практики проводятся в ведущих организациях г. Саратова и области, научно-практических лабораториях и центрах. 


39.03.01 "Социология" (бакалавриат)

Бакалавр, освоивший программу по направлению 39.03.01 Социология, готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная; организационно-управленческая; педагогическая; производственно-прикладная.

Выпускник по направлению 39.03.01 Социология (бакалавр) должен решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

  • участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;
  • обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • участие в подготовке обзоров и аннотаций;
  • интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;
  • участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ; 
  • участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

проектная деятельность:

  • участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;
  • участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
  • участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения;
  • научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;

организационно-управленческая деятельность:

  • формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;
  • участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;
  • участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

педагогическая деятельность:

  • подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в образовательных организациях общего образования, начального и среднего профессионального образования;

производственно-прикладная деятельность:

  • поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;
  • идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);
  • разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;
  • анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;
  • распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов. 

39.03.02 "Социальная работа" (бакалавриат)

Бакалавр, освоивший программу по направлению 39.03.02 Социальная работа, готовится к следующим видам профессиональной деятельности: социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная; педагогическая.

Выпускник по направлению 39.03.02 Социальная работа (бакалавр) должен решать следующие профессиональные задачи:

социально-технологическая деятельность:

  • выявление и оценка потребностей отдельных граждан, семей и иных социальных групп в социальном обеспечении, социальной помощи и социальном обслуживании;
  • выбор и/или адаптация типовых социальных технологий, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты в целях индивидуального и общественного благополучия;
  • эффективная реализация технологий социальной работы и мер социальной защиты с целью улучшения условий жизнедеятельности граждан и семей;
  • предоставление типовых социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникационного потенциала отдельным лицам и семьям
  • оценка эффективности реализации технологий социальной защиты граждан, в том числе качества социальных услуг;
  • управление социальными рисками, возникающими в процессе жизнедеятельности человека, семьи и иных социальных групп, на основе современных стратегий и моделей социальной помощи;
  • применение технологий активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния;
  • представление интересов и потребностей различных групп населения в межпрофессиональном, межконфессиональном сотрудничестве, в различных государственных, общественных, религиозных организациях и структурах.

организационно-управленческая деятельность:

  • содействие в осуществлении планирования, организации и контроля над реализацией мер социальной защиты, в том числе социальных услуг;
  • обеспечение организационно-управленческой деятельности в организациях или подразделениях, реализаций меры социальной защиты граждан;
  • организация, реализация и развитие сетевых технологий межведомственного взаимодействия, в целях обеспечения социальных прав граждан и семей;
  • выявление и мобилизация ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц для реализации мер по социальной защите граждан;
  • применение технологий маркетинговой деятельности в процессе реализации социальной работы;
  • ведение необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан;

исследовательская деятельность:

  • организация и проведение прикладных исследований в области социальной работы, анализ полученных данных с использованием количественных и качественных методов;
  • использование информационных технологий для сбора и анализа необходимых данных;
  • создание аналитических отчетов по проблемам качества предоставления социальных услуг;

социально-проектная деятельность:

  • участие в социально-проектной деятельности, направленной на повышение качества социальной работы, обеспечение социального благополучия личности и общества;

педагогическая деятельность:

  • участие в организации деятельности по удовлетворению особых образовательных потребностей различных групп населения, направленных на повышение уровня их социальной адаптации и реабилитации, обеспечения здорового образа жизни;
  • участие в реализации образовательной деятельности в системе общего, профессионального и дополнительного образования;
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста.

 

37.04.01 "Психология", профиль "Психология управления" (магистратура)

Выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению 37.04.01 Психология, готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; практическая; педагогическая.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

  • анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;
  • постановка проблемы и определение задач, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей;
  • организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;
  • подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;
  • организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

практическая деятельность:

  • разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем;
  • составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;
  • экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения;
  • психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес-деятельности по проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;

педагогическая деятельность:

  • участие в выявлении потребностей общества в высококвалифицированных профессиональных психологах, определение целей, содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;
  • системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения.

 

39.04.01 "Социология", профиль "Социальная урбанистика и социология города" (магистратура)

Выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению 39.04.01Социология, готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная, производственно-прикладная, организационно-управленческая, педагогическая.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

  • освоение и совершенствование теоретических и методологических подходов и исследовательских методов, в том числе методов сбора и анализа социологической информации;
  • самостоятельный выбор, обоснование цели, задач и методов исследования по актуальной проблематике в профессиональной области и их реализация (проведение исследований);
  • обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, а также критическая оценка результатов исследований;
  • интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории;
  • самостоятельная подготовка обзоров и аннотаций;
  • прогнозирование изменений объектов профессиональной деятельности на основе результатов исследований;
  • подготовка отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
  • изучение и критический анализ теории и практики в сфере социологии и иных гуманитарных наук

проектная деятельность:

  • самостоятельная разработка методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;
  • разработка и проведение исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
  • разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения;
  • научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, разработка рекомендаций для маркетинговых служб;

 производственно-прикладная деятельность:

  • создание и поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;
  • идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);
  • социологическая экспертиза разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов нормативных правовых актов, методических материалов;
  • изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях;
  • самостоятельная разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;
  • участие в формировании кадрового состава предприятий и учреждений, составление прогнозов потребности в кадрах; участие в формировании индивидуальных карьерных планов, профессиональной ориентации и производственной адаптации занятых;
  • разработка систем оценки профессиональных компетенций работников и результатов их труда;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;
  • распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;

организационно-управленческая деятельность:

  • формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;
  • разработка программ, методик и организация социологических исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и последствий программной и проектной деятельности органов управления;
  • организация управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;
  • организация и поддержание коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

 педагогическая деятельность:

  • подготовка и проведение занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
  • организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных программ, учебно-методической документации по курсам.