Версия для слабовидящих

Кафедра
«Философия» (ФЛС)


Новости кафедры











все новости...

Базовые дисциплины

Знаменитые философы  

Философия

Дисциплина «Философия» – неотъемлемая часть не только любого учебного плана, но и любого вида образования. Без знания основ философии не возможно считать себя образованным человеком  Именно философия является основанием и началом целостного понимания человеком не только своей профессии, но в целом самого себя. Это осмысление направлено к предельной цельности и единству самосознания образованного человека. Данная цельность определяется не внешними связями, а внутренним смысловым единством вещей, событий, осмысленного и немыслимого, явленного и тайного. Философия обнаруживает себя как вечный поиск смысла происходящих явлений и событий, поиск человеческого в человеке.

Данный курс состоит из трех разделов. Раздел "Структура философии" позволяет познакомиться с основными понятиями и категориями философии, а так же с основными разделами философии. "История философии" - основа преподавания философии. Без истории философия превращается из живой мысли в мертвую схему.

Философия  науки и техники

Курс «Философия науки и техники» для бакалавров помогает выявить и проанализировать связи, корреляцию между естественнонаучными, техническими и философскими областями знания, их взаимодетерминацию, место и роль в культуре. Дисциплина помогает обозначить основные проблемы современной науки и техники, перспективы новых открытий, наметить пути выхода из состояния кризиса техногенной цивилизации. Главной целью ставится изучение с помощью философского подхода оснований и границ науки и техники, законов их развития, перспектив и стратегий будущего существования. Для ее реализации необходимо ознакомить студентов с историей становления и развития науки, техники, ее концептуальной основой; представить основания и структуру науки, техники; рассмотреть особенности современного этапа развития науки и ее перспективы, проанализировать феномен НТР; обосновать принципы и законы категориального мышления в сфере науки; проанализировать методы и процедуры научного познания; представить базовые естественнонаучные теории в границах мега-; макро-; микромира; определить философские основания и границы техники; продемонстрировать многообразие смыслов техники и способов ее претворения; заострить внимание на кризисной динамике развития науки и техники, путях выхода из данной ситуации.

Логика 

Курс «Логика» является базовой дисциплиной классического образования. С самого формирования университетской системы  этот курс преподавался на всех факультетах. Сегодня курс логики читается студентам гуманитарного направления, его задачей является сформировать у студентов навыки понятийного мышления, познакомить их с основами науки логики, обучить аргументированному доказательству своей позиции.

Данный курс построен на канонах формальной логики, основу которой заложил еще Аристотель. Студент знакомится с историей логической науки, основными законами логического мышления и его структурой. Занятия по логике включают в себя не только теоретическое изучение дисциплины, но и практическое использование полученных навыков при решении конкретных логических задач и выступлениях на семинарах и конференциях.

Философия науки

Курс «Философия науки» для бакалавров помогает выявить и проанализировать связи, корреляцию между гуманитарными, социальными и философскими областями знания, их взаимодетерминацию, место и роль в культуре. Дисциплина помогает обозначить основные проблемы современной науки и техники, перспективы новых открытий, наметить пути выхода из состояния кризиса научной мысли и созданной на ее основе техногенной цивилизации. Главной целью ставится изучение с помощью философского подхода оснований и границ науки, законов ее развития, перспектив и стратегий будущего существования. Для реализации цели необходимо ознакомить студентов с историей становления и развития науки, ее концептуальной основой; представить основания и структуру науки; рассмотреть особенности современного этапа развития науки и ее перспективы, проанализировать феномен НТР; обосновать принципы и законы категориального мышления в сфере науки; проанализировать методы и процедуры научного познания; представить базовые естественнонаучные теории в границах мега-; макро-; микромира.

Концепции современного естествознания

Курс «Концепции современного естествознания» знакомит слушателей с историей и особенностями развития науки как особого элемента культуры, включая формирование научной методологии, критериев и идеалов научности, а также позволяет получить представления о границах научного познания. Основной задачей курса является знакомство студентов с сущностью и эволюцией естественнонаучного познания с целью формирования целостного образа природы. В рамках данного курса студенты имеют возможность получить представление о современной научной картине мира на примере образующих ее концепций и теорий. Курс «Концепции современного естествознания» способствует преодолению барьера между «двумя культурами»: естественнонаучной и гуманитарной. Курс предназначен студентам гуманитарных и экономических специальностей. 

Интерес к окружающему миру является неотъемлемой частью человеческой истории. Без такого интереса человечество не смогло бы выжить и преуспеть. Мифы, легенды, сказки, повествующие о происхождении Земли, неба, Солнца, луны, животных и человека свидетельствуют о силе, с которой наши предки стремились познать устройство мироздания. По мере развития культуры на смену мифу как единственному средству познания, описания и понимания мира пришли философия и наука. Именно наука стала для человека средством получения наиболее достоверных знаний о мире, в котором он живет, о своем собственном прошлом и т.д.

Философские проблемы технической физики

Курс для магистрантов «Философские проблемы технической физики» помогает выявить и проанализировать связи, корреляцию между естественнонаучной, технической и философской областями знания, их взаимодетерминацию, место и роль в культуре. Изучение методологии научного знания помогает связать воедино процедуры, выработанные с помощью философского анализа и конкретные дисциплины.

Актуальность исследования феномена науки в XX-XXI вв. связана не только со стремлением человека предугадать и контролировать, а, может быть, и направлять ход существования и развития науки и техники. Она диктуется самой ситуацией кризисной («скачкообразной») динамики развития современного мира и общества и в связи этим обуславливается ростом глобальных проблем техногенной культуры. Среди них особое значение имеют проблемы развития науки, в частности физики, метафизического порядка: кризис пределов предметности науки и техническая беспомощность эмпирической проверки знания, определенные пределами самой реальности; вхождение в ситуацию абсолютной ответственности за бытие в целом, способное быть уничтоженным порождением технических достижений; этическая сторона научных изысканий и оптимизация целей исследования, направленных не на истину и благо, а на успешность и выгоду. Осмыслению данных вопросов и посвящен курс «Философские проблемы технической физики».

Философские проблемы науки и техники

Курс «Философские проблемы науки и техники» предназначен для студентов всех направлений специалитета, бакалавриата и магистратуры СГТУ имени Гагарина Ю.А. Программа курса ориентирована на формирование целостного представления о процессах современного развития науки, техники и человека, и структурирована необходимостью подведения формирующегося мировоззрения студентов под научные основания и критерии.

Важнейшим компонентом успешного освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в широком использовании источниковой базы по философии науки и техники, т.е. освоении работ классиков научной и философской мысли: М. Хайдеггера, Т. Куна, П. Фейерабенда, В. Гейзенберга, М. Бунге и др. Знание и конспектирование текстов предполагают семинарские занятия, а также коллоквиумы, подводящие письменный или устный итог работы студента по определенному разделу.

В курсе рассматривается историческое становление методов и методологии научного познания. Анализируется эмпирическая методология Ф. Бэкона и методология рационализма Р. Декарта, определяются основные методы классического научного исследования: индуктивный и гипотетико-дедуктивный методы, анализ и синтез и пр.

Значительное внимание в курсе уделяется анализу неклассической методологии научного исследования. В курсе рассматриваются преимущества, достоинства и недостатки методологии позитивизма и неопозитивизма, определяются особенности принципа верификации. Детально анализируются особенности методологии неорационализма и критического рационализма. Существенное внимание уделяется рассмотрению принципа фальсификации и фальсифицируемости как критерия демаркации науки.

Методология науки

Курс для магистрантов «Методология науки» помогает выявить и проанализировать связи, корреляцию между естественнонаучной, технической, экономической и философской областями знания, их взаимодетерминацию, место и роль в культуре. Изучение методологии научного знания помогает связать воедино процедуры, выработанные с помощью философского анализа и конкретные дисциплины.

Наука – это и есть метод (А. Пуанкаре) – данный тезис является базовой основой курса. Потому основное значение уделяется проблеме соотношения и взаимосвязи понятий философии и науки, эволюции типов научной рациональности. Она непосредственно основывается на: 1) онтологических и гносеологических пределах научного знания; 2) базовых элементах наукознания (научная картина мира, парадигма, научный метод, научная революция и др.).

В пределах курса рассматривается проблема абсолютизации роли науки в современном образовании и формировании личности (П. Фейерабенд), проявление науки как академической системы. Соотношение этических норм личности и объективности научного знания (парадокс введения субъекта). Демонстрируется специфика взаимосвязи науки и техники, особая роль философии техники в развитии технического знания. Выявляются горизонты развития техники и технологии, проблемы технологических кризисов.

Философия науки

В курсе, предназначенном для магистрантов СГТУ имени Гагарина Ю.А., изучается феномен науки и выявляется связь проблем научного познания с проблемами ценностного сознания. У студентов вырабатываются навыки научно-теоретического мышления. Особое внимание уделяется выявлению места науки в культуре современной цивилизации; знакомству с историей становления и развития науки. Представляются структура науки и проблемы научной рациональности. При этом характеризуются основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы научного познания, философские принципы, а также рассматривается феномен парадигмы. Анализируются динамика науки, научные традиции, специфика современного этапа развития науки и ее перспективы. Выявляются особенности науки как социального института и академической системы, как элемента культуры, как знания и познания и научно-технической революции. Уделяется большое внимание аксиологическому аспекту научной деятельности и феномену творчества. Характеризуются, в целом, все основные понятия философии науки, а также методы и процедуры научного познания.

Философия бизнеса

Сегодня деловой мир находится под перекрестным вниманием различных дисциплин, таких как социология, политология, история, психология, этика. В самом деле, вся история человечества, так или иначе, связана с деловой практикой, и одного этого обстоятельства уже достаточно для понимания того, что бизнес - достойный объект изучения. Включение деловой сферы в культуру предполагает ее философское обоснование. Оно осуществляется посредством идей и принципов, определяющих мировоззренческие позиции и постулаты бизнеса. Необходимо отметить, что философские основания деловой науки не следует отождествлять с общим объемом философского знания. Из широкого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, осуществляется выбор и последующая адаптация философских идей к потребностям деловой практики.

«Философия бизнеса» как особая дисциплина складывается в структуре философской науки в ответ на необходимость отрефлексировать глубокие изменения, происходящие в реальной жизни российского социума. Надо отметить, что данная область знания в настоящее время не отличается исчерпывающей полнотой, но именно эта ситуация предстает прекрасной возможностью для поиска проблематики, идей, категориальных смыслов, приемов философского анализа, которые в будущем смогут войти в теорию отечественной школы бизнеса и стать ее основными положениями.

Цель курса – осмыслить этос бизнеса, сконструировать своего рода его «практическую философию», способную актуализировать понимание необходимости принятия этически мотивированных и ответственных управленческих решений, а также пробудить осознание важности заботы о людях и окружающей среде, служения собственной стране, ее благополучию и процветанию, поскольку патриотизм - не устаревшее, а вечное понятие. Поэтому предназначение отечественной школы философии бизнеса видится не столько в обучении тому, как достичь финансового благополучия, сколько способствовать укоренению идеи ведения бизнеса достойными и одновременно прибыльными методами, поскольку нравственная подоснова деловых решений также важна, как и экономическая выгода.

Методология научных исследований

Курс предназначен для магистрантов всех направлений. Он основывается на положениях курса «Философия», прослушанного студентами ранее. В предлагаемый курс включены для рассмотрения следующие проблемы: возникновение науки и научного знания, его основные формы (факт, гипотеза, понятие, теория) и их развитие. Особое внимание уделяется становлению технического знания, его взаимосвязи с наукой и практикой, способам получения этого знания. Курс также рассматривает вопрос о роли научно-технического познания в прогрессе общества и формировании его мировоззренческих ориентиров.

Философские проблемы технических наук

Курс адресован  магистрантам всех направлений. Он опирается на основные положения курса философии, прослушанного студентами ранее в части теории познания и методологии научного познания и посвящен рассмотрению таких вопросов, как сущность техники, ее возникновение в процессе практической деятельности, этапы ее развития. В предлагаемом курсе излагаются также вопросы становления технических наук, особенности технического знания.

Особое внимание уделяется процессам современной научно-технической революции, их влиянию на развитие общества, на возникновение глобального технического мира и месте в нем человека.

Философия и методология социальных наук

Цель спецкурса – формирование у студентов, магистрантов и аспирантов представлений о наиболее интересных и одновременно актуальных для современности проблемах социальной философии, позволяющих понять основные стратегии развития современного мира и человека.

Философская антропология

Цель спецкурса – формирование у студентов, магистрантов представлений об антропосоциогенезе и культурогенезе человека, выявление базовых моделей человека как субъекта развития современного общества.

В русле спецкурса существенное внимание уделяется анализу возникновения и становления человека. Значительное внимание уделяется анализу гипотез несостоявшихся ветвей «другого человечества», в частности, рассматривается взаимодействие и соотношение популяций кроманьонцев и неандертальцев.

В анализе процессов становления человека большое внимание уделяется становлению личности и индивидуальности. Определяется роль личного имени в становлении индивидуальности. Выявляются особенности лично-именного, профессионально-именного и универсально-понятийного кодирования культуры в процессе созидательной деятельности человека.

Достоинством курса является анализ основных моделей человека в истории общества и современной культуре. В контексте курса исследуются модели человека в первобытном, древнеиндийском, китайском, японском, античном обществах, определяются факторы возникновения универсального человека. Рассматриваются модели средневекового и новоевропейского человека. Значительное внимание уделяется анализу специфики и характеристик человека в российском обществе. Исследуются цивилизационно-религиозные модели человека: человека в католицизме и православии, исламе и протестантизме. На заключительном этапе курса раскрываются характеристики современных моделей человека: модели эссенциализма, экзистенциализма, нигилизма, прагматизма.

История и методология науки

Цель спецкурса – сформировать у студентов, магистрантов и аспирантов представление о содержании и развитии различных методов научного исследования, дать возможность использования новейшей методологии познания в научно-исследовательской работе слушателей.

В контексте курса рассматриваются естественная, рефлексивно-критическая и феноменологическая установки сознания в исследовании реальности. В соответствии с каждой из данных установок объективная реальность артикулируется совершенно по-разному и исследуется различными методами.

В курсе рассматривается историческое становление методов и методологии научного познания. Анализируется эмпирическая методология Ф. Бэкона и методология рационализма Р. Декарта, определяются основные методы классического научного исследования: индуктивный и гипотетико-дедуктивный методы, анализ и синтез и пр.

Значительное внимание в курсе уделяется анализу неклассической методологии научного исследования. В курсе рассматриваются преимущества, достоинства и недостатки методологии позитивизма и неопозитивизма, определяются особенности принципа верификации. Детально анализируются особенности методологии неорационализма и критического рационализма. Существенное внимание уделяется рассмотрению принципа фальсификации и фальсифицируемости как критерия демаркации науки.

В программе спецкурса исследуются методология и методы иррационализма и интуитивизма, прагматизма, экзистенциализма и герменевтики, феноменологии. Рассматривается специфика методологии и методов частных наук, в частности, методологии научно-технического познания мира.

История религий и основы религиоведения

Курс по истории религий и основам религиоведения становится в наше время необходимой составной частью общеобразовательных дисциплин, а информированность в этой области - атрибутом всякого культурного человека. Предлагаемый авторский курс, наряду со стандартным набором дидактических единиц, имеет ряд особенностей, придающих ему актуальность и делающих излагаемый материал живым и интересным. Подробно рассмотрен феномен «религиозного опыта»; специфика и отличительные особенности опыта, относящегося к разряду «религиозного»; рассмотрена проблема «нестандартного» религиозного опыта; излагаются различные интерпретации религиозного опыта, в том числе и понятие «духовной прелести» в православии. Ставится проблема отношения религии и эзотерики; рассматриваются основные эзотерические учения (каббала, ваджраяна, суфизм и т.д.); современный «бум эзотерики» и современные «эзотерические» школы. В разделе «Православие» рассматривается феноменология святости; специфика святости в православии, по сравнению с католической; православие и русская боевая история; исихазм - практики православного монашества; рассмотрены раскольнические тенденции в современной православной церкви («катакомбная церковь» и т.д.).

Отдельная тема посвящена тоталитарным сектам ХХ века; рассматривается отличие тоталитарных сект от классических, признаки тоталитарных сект, специфика конечных целей, специфика организации, методы работы и методы контролирования сознания. Отдельная тема посвящена сакральным доктринам истории, которые сравниваются с концепциями светской философии истории; рассмотрены различные эсхатологические и неоэсхатологические пророчества, а также признаки «последних времен», соответствующие различным сакральным доктринам истории.

История и философия науки

Курс лекций для аспирантов является отражением принципов развития современного философского и научного знания. Его разработка предполагает углубление в вопросы понимания организации современной науки, её философского статуса, смысла как: 1) знания; 2) рода деятельности; 3) социального института. Реалии современной российской действительности требуют сосредоточить максимум внимания на основаниях, сущности, развитии и перспективах науки, научного знания и его роста. Философское обоснование осуществляется посредством философских идей и принципов, определяющих мировоззренческие позиции и постулаты науки. Поиск и формулировка последних и составляют основное содержание курса лекций.

Сверхзадачей авторов является «наработка» материла, который ляжет в основу формирования критериев рациональности, логичности, системности знаний аспирантов, соискателей и будущих научных деятелей. Именно данная задача отвечает за становление новой ментальности, которая может быть обозначена как «разумность». Данный вид сознания направлен на формирование личности, деятельность которой не исчерпывается личной выгодой, а существует исходя из уважения к знанию, стремления к истине, постоянного духовно-разумного самосовершенствования.

В основе курса лежит логический анализ науки и подходов к ней (К. Поппер, Дж. Холтон, Т. Кун, И. Лакатос и др.). Особое внимание уделяется вопросам методологии научного знания, исследованию критериев рациональности, эволюции научных картин мира и т.д. Каждый из авторов читаемого курса предлагает свои базовые понятия и категории, концептуальные схемы, методы исследования и т.п.