Версия для слабовидящих
Кафедра
«Транспортное строительство» (ТСТ)

Конференция «МАГИСТРАТУРА++ программируя образование будущего»

Конференция «МАГИСТРАТУРА++ программируя образование будущего»

В течение трех дней с 25 по 27 апреля на базе университета ИТМО в Санкт-Петербурге проходила конференция «МАГИСТРАТУРА++ программируя образование будущего», организованная Благотворительным фондом Владимира Потанина для преподавателей – победителей Стипендиальной программы Владимира Потанина 2018-2019 гг.

По приглашению организаторов в этой конференции принял участие профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ имени Гагарина Ю.А. д.т.н., заслуженный деятель науки РФ Овчинников Игорь Георгиевич, который занимался организацией мостовой магистратуры в вузе и стал победителем конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» в 2018/2019 учебном году.

В первый день конференции проходила встреча организаторов конференции с победителями конкурса, на которой грантополучатели кратко представили свои образовательные кейсы в форме презентаций. Затем проходили дискуссионные панели «Тренды магистерского обучения: международный опыт» и «Как продвигать магистратуру: магистратура и медиа. Стратегии продвижения образовательных проектов».

Весьма большой интерес участников вызвала дискуссия «Болевые точки магистратуры в России». Оказалось, что подавляющее большинство грантополучателей фонда Потанина являются гуманитариями и не имеют понятия о тех проблемах, с которыми сталкиваются руководители и преподаватели технической магистратуры.

Отметим некоторые из проблем:

  1. Ограниченное количество выпускников школы, сдававших ЕГЭ по физике и в последующем имеющих право обучаться в техническом бакалавриате и технической магистратуре. И хотя выпускники гуманитарного бакалавриата по закону имеют право поступать в техническую магистратуру, но они в процессе обучения в вузе не изучали ни одного технического предмета и потому не готовы обучаться в магистратуре наравне с выпускниками технического бакалавриата. Но их берут в техническую магистратуру, так как от количества магистрантов зависят штаты кафедры, которые рассчитываются не по загруженности преподавателей, а по количественному соотношению преподаватель/студент (кстати, это соотношение только для ведущих вузов равно 1/3 (МГУ) или 1/4 (СПбГУ), у остальных это соотношение 1/12,3). Выходом из ситуации было бы введение обязательной сдачи ЕГЭ по физике и увеличение продолжительности обучения гуманитариев в магистратуре на 1 год, но пока этого не делается.

  2. Различие, и довольно сильное, в учебных планах магистерских программ одного направления, значительное количество не технических дисциплин даже в программах прикладной магистратуры. Для примера, в магистерской программе германского вуза родственной направленности все дисциплины технические. Отмечалось наличие двух точек зрения на структуру магистерских программ. Согласно одной. каждый вуз может иметь свою магистерскую программу по определенному направлению, обеспечивая разнообразие подходов к подготовке. При этом в каждой магистерской программе должная быть отражена особенность научных школ соотвествующего вуза. Согласно второй точке зрения, магистерские программы определенного профиля, разрабатываемые различными вузами, должны иметь достаточно много общего с тем, чтобы магистранты, решившие сменить место обучения, могли довольно быстро и без особого напряжения ликвидировать разницу в изучаемых дисуиплинах и перевестись в такую же магистратуру другого вуза.

  3. Проблемы с квалификационным составом преподавателей магистратуры, большой их загрузкой по сравнению с профессорами зарубежных вузов, короткими сроками контрактов (1-2 года вместо 5 лет), низким уровнем заработной платы, что отпугивает молодых выпускников аспирантуры, ну и конечно, проблемы самой современной аспирантуры, которая перестала быть институтом подготовки научных работников.

Во второй, основной, день конференции сначала проходило пленарное заседание «Как магистратура меняется в эпоху данных и интердисциплинарности?» с последующим обсуждением в 3 секциях: секция «Инфраструктура. Диджитал, технологии, трансформация среды, прогнозы»; секция «Дизайн. Интерактивная секция о педагогическом дизайне в условиях цифровой культуры» и секция «Коммуникация. Коммуникация и социальная значимость магистерских программ в контексте их продвижения».

После обеда проводилась интерактивная сессия – игра «Развитие компетенций soft skills у студентов магистратуры», и две экспертные панели «Креативные индустрии и магистратура: Art&Science» и «Развитие совместных образовательных программ». В завершение была проведена студенческая дискуссия с участием магистрантов – стипендиатов Благотворительного фонда Владимира Потанина.

В третий день конференции проводился круглый стол «Рождение российской магистратуры» и секция «Исследования: Магистратура 5.0; Анализ эффективности образовательных программ; Современные методы продвижения информации: исследование сайтов 75 российских вузов».

Затем работали 3 секции: «Развитие предпринимательской культуры и магистратура», «Магистратура глазами работодателя», «Из магистратуры в аспирантуру».

Особый интерес представляла третья, «аспирантская» секция, на которой проректор по науке университета ИТМО поделился опытом организации не ВАКовских диссертационных советов в самом вузе, особенностях комплектования таких диссертационных советов с включением представителей зарубежных вузов, структуры защиты (отказ от ведущих организаций), получения кандидатского диплома на двух языках.

В заключение прошла дискуссия «В поисках «точек роста» магистратуры».

В целом конференция прошла успешно, ее участники почерпнули для себя много нового, нужного при выполнении работы по гранту стипендиальной программы. К недостаткам можно отнести весьма малое присутствие в обсуждении вопросов технической (или как ее называли «индустриальной») магистратуры, тем более, что среди модераторов конференции практически не было специалистов, знакомых с особенностями работы такой магистратуры.


Фото к материалу

17.05.2019 10:30:20