Версия для слабовидящих
Кафедра
«Строительные и дорожные машины и оборудование» (СДМ)

История

1936 - была основана кафедра «Строительные и дорожные машины», позднее получившая название «Строительные и дорожные машины и оборудование».

Возглавлял кафедру до 1971 года Константин Павлович Севров, доктор технических наук, профессор, один из крупнейших ученых, создатель научной школы по смесительным машинам.

Первые специальности: ДСМ, СДМ, с 1988 года - ПСМ.

В настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, Арзамасцев Сергей Владимирович

Очерк из истории кафедры

И.Г. Мартюченко,
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.

1930 год. Полным ходом идет индустриализация молодой России - ведется строительство заводов, электростанций, прокладываются тысячи километров новых дорог, строятся новые мосты. В стране растет потребность в квалифицированных специалистах. Для подготовки инженерных кадров правительством страны создаются новые высшие учебные заведения технического профиля. Так в 1930 году решением СНК СССР и ЦК ВКП (б) в системе Цудортранса были организованы 5 автомобильно-дорожных институтов: в Москве - Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), в Ленинграде - Ленинградский автомобильно-дорожный институт (ЛАДИ), в Харькове - Харьковский автомобильно-дорожный институт (ХАДИ), в Саратове - Саратовский автомобильно-дорожный институт (САДИ), в Омске - Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ).

Практически одновременно были открыты также автодорожные институты в Киеве - Киевский автомобильно-дорожный институт (КАДИ), в Воронеже - Воронежский автомобильно-дорожный институт (ВАДИ), в Новосибирске - Новосибирский автомобильно-дорожный институт (НАДИ). Но вскоре Ленинградский, Киевский, Воронежский и Новосибирский институты были перепрофилированы в строительные институты. Ленинградский автодорожный институт стал Ленинградским инженерно-строительным институтом (ЛИСИ), Воронежский автодорожный институт стал Воронежским инженерно-строительным институтом ВИСИ, а Новосибирский автодорожный институт - Новосибирским инженерно-строительным институтом (Сибстрин).

В год создания Саратовского автодорожного института были образованы два первых факультета: автомобильный и дорожно-строительный, на которых начало обучаться 440 студентов, ведущих подготовку инженеров по дорожно-строительным и автомобильным специальностям. Для обучения дорожников знаниям по эксплуатации дорожно-строительной техники в институте в 1930 году образовывается кафедра «Дорожные машины». Но уже вскоре встает вопрос о необходимости подготовки инженеров-механиков, способных не только грамотно организовывать эксплуатацию, обслуживание и ремонт дорожной техники, но и уметь создавать новую, современную дорожно-строительную технику. Для этого в 1936 году в САДИ открывается новая специальность - «Дорожное машиностроение» и на базе кафедры «Дорожные машины» создается выпускающая кафедра «Строительные, дорожные машины и оборудование».

В составе кафедры в это время было два преподавателя, лаборант и учебный мастер. Первый выпуск студентов по этой специальности пришелся на тяжелый для всей страны 1941 год. Выпуск составил всего 5 человек, так как многие студенты ушли на фронт до завершения обучения. Всего за годы Великой Отечественной войны кафедрой «Строительные и дорожные машины» было подготовлено 60 специалистов.

В годы войны и вплоть до 1971 года кафедрой руководил профессор Константин Павлович Севров - один из крупнейших ученых, создатель научной школы по смесительным машинам. Многие сотрудники кафедры СДМ, а также преподаватели других кафедр нашего института являлись его учениками. После К.П.Серова кафедру возглавил Дмитрий Андреевич Лозовой, ученый огромного творческого потенциала, открывший новое направление в решении проблем разработки мерзлых и прочных грунтов. Лозовой Д.А. явился основателем научной школы «мерзлотников», которая продолжает его традиции и на сегодняшний день. Под руководством Лозового Д.А. был подготовлен и защищен ряд кандидатских диссертаций. Благодаря разработкам Д.А.Лозового и его учеников Ветлова Ю.Е., Трушина Ю.М., Кузяева А.И. и многих других создано принципиально новое оборудование для разработки мерзлых грунтов, оборудование, не имеющее аналогов не только в нашей стране, но и в мире. За эти разработки Д.А.Лозовому было присвоено звание «Заслуженный изобретатель РСФСР».

Заслуга Константина Павловича Севрова и Дмитрия Андреевича Лозового состоит не только в том, что они создали научные школы, но и в том, что благодаря им и их школам, кафедра получила широкую известность среди ученых и специалистов отрасли.

С годами все больше растет потребность в инженерах по специальности ДМС. Увеличивается набор студентов на эту специальность и, соответственно растет число выпускников. Так, только в период с 1971 по 1980 годы количество выпускников составило 776 человек. В связи с необходимостью расширения числа подготовки специалистов в 1957 году открывается филиал кафедры СДМ в Балаковском вечернем филиале САДИ.

Саратовский автодорожный институт набирает темпы своего развития и в 1960 году на основании Постановления Совета Министров СССР №1000 от 2 июля 1960 г. и Приказа MB и ССО РСФСР №540 от 15 июля 1960 г. Саратовский автодорожный институт объединяется со Всесоюзным автодорожным заочным институтом и на их базе образовывается Саратовский политехнический институт. В этот период на кафедре СДМ открывается вечерняя и заочная формы обучения по специальности «Дорожные и строительные машины» (ДМС).

Через некоторое время происходит изменение названия специальности на «Строительные и дорожные машины и оборудование», а в 1988 году специальность была расширена, в нее включены подъемно-транспортные машины и, в связи с этим, специальность получает новое название «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (ПСМ).

Подготовка специалистов по этой специальности предусматривает подготовку инженеров по конструкторскому профилю, т.е. подготовку специалистов, способных совершенствовать и создавать новую технику для дорожной и строительной отраслей.

Саратовский политехнический институт продолжает активно развиваться. В нем открываются новые специальности и направления подготовки. В декабре 1992 года Саратовский политехнический институт получает статус государственного технического университета. Развивается и кафедра строительных, дорожных машин и оборудования. В связи с тем, что строительной отрасли необходимы специалисты, способные грамотно организовывать эксплуатацию, обслуживание и ремонт строительной техники в 1995 году дополнительно на кафедре СДМ открывается новая специальность «Сервис, техническая эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин» (СТМ). Выпуск специалистов по данной специальности осуществлялся до 2004 года, а затем по конъюнктурным соображениям она была перепрофилирована в специальность «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования на автомобильном транспорте» и передана на другую кафедру.

За все годы работы кафедры СДМ, начиная с 1936 года, было подготовлено и выпущено около 5 тысяч специалистов. Очень много выпускников, получив хорошее инженерное образование, достигли высоких должностей. К числу таких выпускников кафедры относятся:

Куракин М.Н. - директор крупнейшего в стране Воронежского экскаваторного завода;

Черчимцев А.А. - управляющий АО «Саратовстроймеханизация»;

Яркин А.А. - доктор технических наук, заместитель директора по научной работе головного научно-исследовательского института отрасли «ВНИИстройдормаш;

Годунов Н.Б. - доктор технических наук, министр транспорта Саратовской области;

Мартюченко И.Г. - доктор технических наук, зам. министра образования и науки, начальник управления высшего и среднего профессионального образования и науки Саратовской области;

Румянцев В.А. - главный инженер Дмитровского экскаваторного завода;

Глухов В.И. - директор СКБ землеройных машин НИИ «Земмаш»;

Туманов А.В. - главный инженер Тюменского завода строительных машин;

Котельников Н.Ф. - директор «ВолжскНИИГима»;

Косолапов В. А. - генеральный директор совместного Российско-германского предприятия «Тантал-плюс»;

Пестов Е.И. - главный инженер управления механизации треста Саратовспецстрой;

Фролов А.В. - доктор технических наук, профессор, глава администрации Ленинского района г.Саратова;

Исаев А.А. - доктор экономических наук, генеральный директор ФГУП «Саратовводоканал»;

Поимцев В.В. - генеральный директор ФГУП управления механизации «УМ-26»;

Рузмикин М.В. - зам. генерального директора Российско-итальянской корпорации «Тайзер»;

Ширков В.Н. - директор корпорации «Славянский мир»;

Бизянов С.В. - генерал-лейтенант инженерных войск

и другие.

Многие выпускники кафедры имеют высокие ученые степени, почетные звания и государственные награды.

Яркин А.А. - доктор технических наук;

Конюшков Г.В. - доктор технических наук, изобретатель СССР, Заслуженный деятель науки РФ;

Лозовой Д.А.- Заслуженный изобретатель РСФСР;

Фролов А.В.- доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники;

Кобзев А.П. - доктор технических наук, почетный работник высшего профессионального образования;

Мартюченко И.Г. - доктор технических наук, почетный работник высшего профессионального образования;

Годунов Н.Б. - доктор технических наук;

Колокольцев В.А. - доктор технических наук;

Перменов А.Н. - доктор технических наук;

Исаев А.А. - доктор экономических наук.

Все годы для кафедры неизменным и главным принципом являлось и является требование к обеспечению высокого качества подготовки инженеров. Подтверждением такого уровня подготовки свидетельствуют результаты побед дипломных проектов студентов кафедры СДМ СГТУ на Всероссийских смотрах-конкурсах выпускных работ по специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование. Начиная с 2007 года кафедра регулярно представляет на Всероссийский конкурс дипломных проектов работы своих выпускников и все представленные работы занимали только призовые места:

2007 - Бондаревский А.В. - 2-е место;

2008 - Баранов М.А. - 1-е место, Бурмистров Д.Г - 1-е место;, Подвойский А.О. 1-е место (в разных номинациях);

2009 - Святкин Н.Ю. - 1-е место, Шепелев Д.В. - 2-е место, Субботин А.О. - 3-е место (в разных номинациях);

2010 - Корчажкин А.С. - 3-е место, Питерский П.В. - 3-е место, Черкасов А.Н. - 3-е место (в разных номинациях);

2011 - Колесников А.Ю. -1-е место, Карпухин В.А - 2-е место, Большеданов А.П - 2-е место Жумашев Р.М. - 2-е место (в разных номинациях).

Кафедра строительных и дорожных машин не стоит на месте.

В 2003 году совместно с Саратовским научно-производственным центром «РОСДОРТЕХ» на базе технопарка СГТУ создается инновационо-технологический центр «РОСДОРТЕХ - СГТУ». В рамках этого центра совместно с НПЦ «РОСДОРТЕХ» выполняются научно-исследовательские и проектные работы, в том числе и такая работа, как разработка по заказу Минтранспорта РФ проекта Концепции развития дорожного машиностроения России.

В 2004 году открывается новая форма обучения - очно-заочная с сокращенным сроком обучения. Данная форма обучения предназначена для выпускников средних профессиональных учебных заведений, получивших профильное образование по подъемно-транспортным, строительным и дорожным машинам. Студенты выпускники, обучающиеся по сокращенной форме обучения также принимают участи в конкурсе дипломных проектов и занимают призовые места. Это студенты Питерский П.В., Большеданов А.П, Жумашев Р.М.

2011 год. В системе образования России происходят глобальные изменения. Практически все вузы страны переходят на упрощенную систему подготовки - подготовку бакалавров, с сокращением срока обучения на 1 год по сравнению с подготовкой специалистов. Лишь только узкий перечень специальностей решением Правительства РФ оставлен для подготовки специалистов со сроком обучения 5 лет, в том числе по инженерным специальностям. В этот перечень вошла и специальность «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудования». Согласно нового стандарта на образование она получила новое название - «Наземные транспортные системы (НТС)». Таким образом, в настоящее время кафедра перешла на подготовку инженеров по очной форме обучения по специальности НТС и подготовку бакалавров по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы (НТТК)» для студентов заочной и сокращенной форм обучения.