Версия для слабовидящих

Кафедра
«Техническая механика и детали машин» (ТММ)

О кафедре

Техническая механика и детали машинИстория кафедры «Теория механизмов и детали машин» СГТУ начинается с 1935 г. В то время кафедра называлась «Детали машин» Автодорожного института им. В.М. Молотова и одним из ее организаторов и первым заведующим кафедрой был доцент Н.А. Шестериков. В сентябре 1942 г. в результате структурных преобразований в институте была образована объединенная кафедра «Начертательная геометрия, детали машин и грузоподъемных механизмов», которую возглавлял В.Л. Бойницкий, а в апреле 1946 г. вновь образована кафедра «Детали машин», которую до 1960 г. по-прежнему возглавлял  доцент Н.А. Шестериков.

В июле 1960 г. заведующим кафедрой был утвержден доцент Г.Т. Глушко.

В трудное для страны время, опаленное годами Великой Отечественной войны, кафедра вела общеинженерную подготовку специалистов, необходимых для промышленных предприятий народного хозяйства, проводила научные исследования работоспособности зубчатых механизмов и деталей машин, в том числе по заказам промышленных предприятий. Участниками Великой Отечественной войны были доценты Б.Д. Зотов, Б.Т. Шефтель, А.А. Щаницын, К.М. Сивяков. В 1946 году доцент К.Г. Липский участвовал в боевых операциях на Западной Украине. В этот период на кафедре работало более 20 преподавателей и штат сотрудников пополнялся в связи с расширением специальностей инженерной подготовки студентов.

Техническая механика и детали машинВ октябре 1963 года на основе кафедры «Детали машин» были организованы две кафедры: «Детали машин и подъемно-транспортные машины» на автомеханическом факультете, которую до 1973 года возглавлял доцент А.Н. Солянов, и «Теория механизмов и машин» на машиностроительном факультете, которую до 1968 года возглавлял доцент Г.Т. Глушко, а затем до 1973 года - доцент Б.Д. Зотов.

 В этот период на кафедре «Детали машин и подъемно-транспортные машины» работали: доценты - А.Н. Солянов, Н.А. Шестериков, В.И. Харламов; старшие преподаватели - Б.С. Михайлов, В.И. Кренев, Ю.А. Зайцев, А.А. Щаницин; ассистенты - А.М. Тимофеева, Г.М. Цыпугина, В.С. Потоцкий, Е.Д. Вдовин, Д.П. Чиркова, В.В. Горбылева, А.В. Васильков, А.А. Мягков; лаборанты - В.И. Антонова, Е.А. Федорова. В этот период проходило становление научного направления кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные машины».

Сотрудниками кафедры проводились обширные экспериментальные исследования прочности несущих систем колесных машин, элементов грузоподъемных механизмов, полимерных композиционных материалов зубчатых механизмов; выполнялись научно-исследовательские работы по договорам с промышленными предприятиями, НИИ и КБ г. Саратова и области, а также других городов СССР.

Тогда же на кафедре «Теория механизмов и машин» работали: доценты - Г.Т. Глушко, Б.Т. Шефтель, Б.Д. Зотов; старшие преподаватели - К.М. Сивяков, И.П. Курамин; ассистенты - В.А. Гущин, В.М. Бекренев, Г.К. Липский, Г.А. Мушерова; лаборанты - Н.А. Зайцева, С.А. Лобанова.

Измерительная аппаратура и испытательные стенды в виброакустической лаборатории.Научные исследования сотрудниками кафедры проводились по изучению виброактивности подшипников качения и подшипниковых узлов машин, а также по исследованию зубчатых механизмов. В этот период при кафедре была организована виброакустическая лаборатория, научным руководителем которой был доцент Б.Т. Шефтель, затем - доцент Г.К. Липский. Научно-исследовательские работы проводились по договорам с промышленными предприятиями области и страны, в том числе с Саратовским 3-ГПЗ и СЭПО. В этот период происходило становление  научного направления кафедры «Теория механизмов и машин».  

В 1973 году произошли структурные преобразования в Саратовском политехническом институте и в соответствии с приказом 6-п от 06.04.1973 и 7-п от 11.04.1973 кафедра «Детали машин и подъемно-транспортные машины» была передана на Балаковский ОТФ, а учебная нагрузка этой кафедры разделена по кафедрам центра. С 1 августа 1973 года доцент А.Н. Солянов, старший преподаватель В.С. Потоцкий, лаборант В.Г. Павлов были переведены на кафедру строительных и дорожных машин автомеханического факультета; доценты Е.Д. Вдовин, В.И. Харламов, Б.С. Михайлов, ассистенты В.Е. Боровских, А.А. Щаницын, лаборант В.С. Рогожникова были переведены на кафедру «Теория механизмов и машин» машиностроительного факультета, которую возглавлял с 1973 года до 1984 год профессор К.М. Писманик.

Измерительная аппаратура и испытательные стенды в виброакустической лаборатории.В этот период на кафедре работали: профессор К.М. Писманик, доценты Б.Т. Шефтель, Б.Д. Зотов, К.М. Сивяков, В.А. Гущин, Г.К. Липский, В.И. Харламов, Б.С. Михайлов, Ю.А. Зайцев, А.А. Щаницын, Е.Д. Вдовин, А.В. Васильков, В.Е. Боровских; старшие преподаватели И.П. Курамин, В.М. Бекренев; ассистенты  С.Б. Зотов, В.М. Кошкин, В.М. Гурьянов, С.С. Пчелинцев, В.Ю. Карачаровский, В.А. Колокольцев; инженеры В.И. Кащеев, В.Д. Турчаков, Ю.В. Белов, А.П. Храмов, П.И. Рубцов, М.Ю. Пальм, Ф.Ф. Юдин; лаборанты В.С. Рогожникова, Н.В. Усова, В.Г. Павлов и др. сотрудники.

В этот период профессор К.М. Писманик, доценты Б.Д. ЗотовВ.Ю. Карачаровский и профессор кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» М.Г. Сегаль внесли значительный вклад в создание и развитие Саратовской зуборезной школы. Исследования проводились в тесном содружестве с производством  - Саратовским заводом тяжелых зуборезных и зубострогальных станков. Совместно со специалистами этих предприятий были разработаны новые гаммы зубообрабатывающих станков, созданы совершенные технологии зубопрофилирования, ориентированные на улучшение качественных показателей зацеплений, получили дальнейшие развитие вопросы теории пространственных зацеплений в направлении создания локализованного контакта и улучшения геометро-кинематических параметров гипоидных и червячных передач. По этому направлению профессором К.М. Писмаником и членами его научной группы опубликовано 118 научных работ, в том числе монография «Гипоидные передачи».

Шасси полуприцепа грузоподъёмностью 30 тоннПод руководством профессора К.М. Писманика подготовлено и защищено 10 кандидатских диссертаций. Продолжались исследования: прочности полимерных композиционных материалов (руководитель доцент Е.Д. Вдовин); прочности несущих систем колесных машин (троллейбусов) (руководитель доц. В.Е. Боровских); на базе виброакустической лаборатории проводились исследования по вибродиагностики подшипниковых узлов машин (руководитель Г.К. Липский). Работы, проведенные с 3-ГПЗ, позволили отработать технологический процесс для выпуска малошумных подшипников.

Шасси полуприцепа грузоподъёмностью 30 тоннДальнейшие работы охватили область вибродиагностики подшипниковых узлов электрических машин, мелкомодульных зубчатых передач специального назначения, моторкомпрессоров холодильных агрегатов и др. Сформировалось направление акустических исследований. В лаборатории была построена акустическая заглушенная камера и приобретен уникальный комплект виброакустического оборудования фирмы «Брюль и Кьер» для проведения экспериментальных работ. За это время по результатам работ было подготовлено и защищено 8 кандидатских диссертаций, получено 3 авторский свидетельства. Большой вклад в работу виброакустической лаборатории внес доцент М.Ю. Пальм.  

В 1980 году кафедра «Теория механизмов и машин» была переименована в кафедру «Теория механизмов и детали машин».

Каркас автомобиля для перевозки инвалидов в колясках «Кенгу-Ru»В период с 1984 года по 2001 год кафедру последовательно возглавляли профессора В.А. Антонов (1984-1992), С.М. Шляхов (1992-1995), В.Е. Боровских (1996-2002), В.А. Колокольцев (2002-2009).

Каркас автомобиля для перевозки инвалидов в колясках «Кенгу-Ru»Усилиями доцента кафедры В.Ю. Карачаровского и профессора кафедры М.Г. Сегаля в 1992 году при кафедре в рамках университетского технопарка «Волга-техника» была создана инновационная структура - научно-производственный центр (НПЦ) «КОНГИП» по исследованию, проектированию и расчетам сложных видов конических, гипоидных, червячных и др. видов зубчатых передач. НПЦ «КОНГИП» в содружестве с ОАО «Петровский завод автозапчастей АМОЗиЛ» осуществлял также изготовление малых серий  инновационной продукции, таких, как главные передачи ведущих мостов троллейбусов, автобусов, автомобилей любых отечественных и зарубежных марок, оказывал помощь предприятиям и проектным организациям в определении оптимальных параметров зубчатых передач, обеспечении их повышенной нагрузочной способности и совершенствовании технологии зубообработки. Работа «Разработка цифровых технологий твердотельного моделирования процессов формообразования пространственных зубчатых передач для реализации на многокоординатных станках», руководителем которой был доцент В.Ю. Карачаровский, представлялась в декабре 2009 года на выставке достижений СГТУ и на V Саратовском салоне инноваций, изобретений и инвестиций в феврале 2010 г., где была награждена почетной грамотой.

Экскурсионный автобус «Пилигрим»Группа сотрудников кафедры: доцент У.В. Боровских, ассистенты В.А. Буцынский, С.А. Черкасова, аспирант В.П. Лушников под руководством профессора В.Е. Боровских участвовали в разработке несущих систем и постановке на производство троллейбусов ЗиУ-9, «Столица», «Тролза-5275-02» «5275-03», экскурсионного автобуса «Пилигрим», специального автобуса для перевозки инвалидов в колясках «Кенгу-RU», полуприцепа с изотермическим кузовом грузоподъемностью 30 тонн, удовлетворяющей Правилам ЕЭК ООН. По этому направлению в 2000-2004 г. получено 4 патента РФ, опубликовано 6 научных статей. В 2003 году группой выиграно 2 гранта на разработку колесной техники по Фонду содействия развитию малых форм предпринимательства при Правительстве РФ.  

В марте 2009 года разработка группы В.Е. Боровских «Специальный автобус для перевозки инвалидов в колясках «Кенгу-RU»» получила Гран-при и золотую медаль IV Cаратовского салона изобретений инноваций и инвестиций. По результатам исследований были защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук: В.А. Буцынский (2010г.),  А.О. Подвойский (2011 г.)  С.Ю. Лушников, С.А (2011 г.), Черкасова (2013 г.)

Профессор В.А. Колокольцев работал в направлении решения одной из важных проблем - предотвращения усталостных разрушений деталей узлов, агрегатов, элементов ходовых и несущих систем машин. Особенно это относится к деталям, разрушение которых приводит к авариям с непоправимыми последствиями. Под его руководством развивались методы расчета динамической загруженности элементов машин как сложной динамической системы; оценки случайного нагружения элементов с привлечением теории случайных функций и статистической динамики, схематизации случайных процессов; выявления эксплуатационных режимов нагружения машин; оценки сопротивления усталости и усталостного ресурса деталей.

По этому направлению получено 1 авторское свидетельство, 2 патента, в 2009 году защищена кандидатская диссертация аспирантом М.В. Аврамовым.

С 2009 года кафедру возглавляет д.т.н., профессор Н.В. Бекренев.

В 2011 году кафедра была реорганизована в кафедру «Техническая механика и детали машин». В ее состав влились преподаватели кафедры «Теоретическая механика»: доцент А.Э. Джашитов, доцент Д.Г. Павлов, доцент Ягубова О.А., доцент Цветкова О.А., доцент Фуззев Л.А., ассистент (в настоящее время доцент) Овчинникова Н.В., ассистент Ю.В. Зелепукин.

На кафедре получило развитие научное направление ультразвуковой обработки конструкционных материалов и электрофизического модифицирования материалов с целью повышения их прочности и выносливости. По данному направлению под руководством профессора Бекренева Н.В. в 2009 г. была защищена одна докторская диссертация (А.В. Лясникова), в 2011 г. - две кандидатские диссертации (А.П. Петровский и В.М. Фирсов), в 2018 г. – кандидатская диссертация (А.М. Сарсенгалиев). Опубликовано 4 учебных пособия, в том числе с грифом УМО, более 50 публикаций в изданиях из перечня ВАК, 6 – в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, получено 4 патента РФ.

В период с 2011 по 2014 г.г. на кафедру пришли молодые сотрудники: доцент А.П. Петровский, доцент И.В. Злобина, ассистент (в настоящее время – доцент)  В.О. Горбачев.

В 2017 г. на кафедру был принят д.т.н., профессор П.Ю. Бочкарев, в 2018 г. – к.т.н., доцент Балаев А.Ф.. С приходом профессора П.Ю. Бочкарева на кафедре стало развиваться научное направление «Разработка принципов и методического обеспечения интеллектуальной системы планирования многономенклатурных технологических процессов в механообрабатывающих производственных системах».

Сотрудниками кафедры внедрен в учебный процесс программный лицензионный комплекс WinMachine, реализующий современные подходы к расчету механизмов и деталей машин, который может применяться в практике проектирования разнообразных машин и конструкций.

В лабораторных работах и научных исследованиях используется компьютерный комплекс, оснащенный тензометрическими датчиками.

Учебно-научные лаборатории кафедры оснащены современным мультимедийным оборудованием для проведения учебных занятий и организации научных семинаров.

В 2013 г. совместно с кафедрой «Проектирование технических и технологических комплексов» по Программе стратегического развития СГТУ имени Гагарина Ю.А. был создан Учебно-научно-производственный центр конструкторско-технологической поддержки предприятий машиностроительного комплекса. Для переоснащения входящей в состав Центра «Заглушенной камеры» современным оборудованием взамен морально устаревшего приобретен компьютерный виброакустический комплекс    ВК-01 разработки ЗАО «Электронные технологии и метрологические системы (г. Зеленоград).

В 2016 г. в связи с прошедшей в Институте электронной техники и машиностроения реорганизацией Центр полностью закреплен за кафедрой «Техническая механика и детали машин».

Вплоть до 2017 года кафедра ТММ являлась кафедрой общеинженерной подготовки и ее преподаватели проводили занятия по дисциплинам базового цикла: «Теоретическая механика», «Прикладная механика», «Механика», «Теория механизмов и машин», Детали машин» и «Основы проектирования». В связи с начавшимся переходом в производстве ведущих стран мира к 4-му технологическому укладу, изменились требования к содержанию подготовки специалистов машиностроительных предприятий. Возникла потребность в кадрах, владеющих на высоком уровне методами и системами CAD – проектирования, моделирования сложных конструкций не только из металлов и сплавов, но и из материалов с неоднородной структурой, владеющих знаниями расчета и технологии обработки изделий из полимерных композиционных материалов с иерархической структурой, знаниями и навыками в области аддитивных технологий (трехмерной печати). С целью удовлетворения этих перспективных потребностей в 2017 году кафедра ТММ была преобразована в выпускающую для подготовки инженеров по специальности «Проектирование технологических машин и комплексов» со специализацией в области технологий композиционных материалов и трехмерной печати, а также электрофизических процессов и оборудования для их модифицирования. В том же году прошел успешно первый набор, средний балл абитуриентов был выше, чем на других направлениях подготовки в области машиностроения.

С 2015 года на кафедре развивается научное направление разработки технологий повышения физико-механических характеристик армированных волокнами угле- стекло- и органопластиков для конструкционных элементов высокодинамичных технических систем на основе выявления механизмов и обоснования фундаментальных закономерностей их квазиструктурирования в отвержденном состоянии при регулируемом воздействии высоко- и сверхвысокочастотных волновых процессов (к.т.н., доцент, докторант И.В. Злобина). В 2017-2018 г.г. данное направление было поддержано тремя грантами РФФИ и РНФ. По данному направлению опубликовано 2 монографии, более 20 статей в изданиях из перечня ВАК, 10 – в изданиях, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science, получено 2 патента РФ.

В рамках реализации программы СГТУ имени Гагарина Ю.А. «Опорный вуз» с целью концентрации научных исследований и практических разработок в области перспективных технологий в 2018 г. при кафедре была организована проблемная лаборатория «Критические технологии и композиционные материалы», в которой размещено экспериментальное оборудование для микроволнового модифицирования и ультразвуковой обработки композиционных материалов, а также исследования их свойств.    

Исторически научные исследования, проводившиеся на кафедре ТММ, были нацелены прежде всего на практический результат: внедрение в реальное производство с целью повышения его эффективности и надежности различных технических систем. Эта традиция сохраняется и в настоящее время.  

С 2012 по 2017 г.г. заключено и выполнено 6 хоздоговоров с промышленными предприятиями г. Саратова и области (ООО «Газпром трансгаз Саратов», ОАО «Промавтоматика», ОАО «НИТИ-Тесар», ООО «Тольяттинский трансформатор») с объемом более 5,2 млн. рублей. Итогом стала разработка и внедрение в 2015 году в Петровском ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Саратов» автоматизированной установки комбинированной ультразвуковой очистки горелочных устройств к газоперекачивающим агрегатам. Данные работы были награждены бронзовой и серебряной медалями V и VIII Саратовских салонов изобретений, инноваций и инвестиций, дипломом ВВЦ.     

В 2018 году заключен с ООО «Газпром трансгаз Саратов» и успешно выполняется хоздоговор на разработку технологии и специальной установки повышения эксплуатационных характеристик уплотнительных элементов в сверхвысокочастотном электромагнитном поле на сумму 4,8 млн. руб. Подписано техническое задание с «ОКБ Сухого» (г. Москва) на выполнение НИР «Оценка влияния электрофизической обработки полимерных композиционных материалов на механические характеристики» с планирующимся объемом 0,9 млн. руб.

  Сотрудники кафедры активно привлекают к научным исследованиям студентов, магистрантов и аспирантов различных направлений подготовки. В 2010, 2014, 2015, 2018 годах соответственно 1, 2, 2 и 2 аспиранта и студента под руководством преподавателей кафедры стали победителями конкурса У.М.Н.И.К. и получили финансирование для реализации своих инновационных проектов.

В рамках реализации стратегического проекта «Новые формы инженерного образования» в 2017-2018 г.г. кафедра ТММ принимала активное участие в организации студенческого учебного минизавода «Старт» в части консультирования студенческого конструкторского отдела, результатом деятельности которого стала разработка инициативного проекта антропоморфного робота-информатора.

В настоящее время осуществляется консультирование работ по двум минизаводам, организованным для выполнения реальных производственных заказов (заявки ОАО «НИТИ-Тесар»).

За успехи в профессиональной деятельности два года подряд: 2017 г. – И.В. Злобина, 2018 г. – А.Э. Джашитов, сотрудники кафедры были награждены Премией «Высота».