Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Ученые СГТУ создали новый дорожный материал

Ученые СГТУ создали новый дорожный материал

Разработанная битумная суспензия на вязком битуме идеально подходит для ямочного ремонта и борьбы с дорожной пылью, а также производства практически любых холодных аналогов типовых асфальтобетонных смесей.

Суть изобретения, за которым стоит труд сотрудников СГТУ имени Гагарина Ю.А., Поволжского отделения Российской академии транспорта, состоит в том, что каждая капля вязкого битума при быстром перемешивании в водной среде при приготовлении на обычном асфальтобетонном заводе опудривается нано- или микропорошком (цементом, пылью АБЗ, золой уноса, цементом, суглинком, фосфогипсом реакторным и т.д.). В результате получается суспензия, капли битума в которой не склеиваются. При ее разбавлении образуется практически битумная эмульсия. Такой материал может храниться до 37 лет, тогда как обычная эмульсия хранится не более месяца. При этом технология опудривания битума предельно проста и может применяться на любом асфальтобетонном заводе. Нано- или микроматериалом может служить измельченный песок, любой минеральный порошок, фосфогипс.

- Если битумную суспензию разлить на асфальт, она заполнит любые ямки и трещины, например, слой асфальтогранулята пропитывается на глубину более 10 сантиметров, - рассказывает патентообладатель, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ имени Гагарина Ю.А., начальник отдела ФАУ «РОСДОРНИИ» Андрей Кочетков. – Также она очень эффективна при применении на пыльной поверхности. Обычный горячий асфальтобетон не любит влажные, мокрые и пыльные поверхности, и не сцепляется с ними, а для суспензии это самые лучшие условия применения. Сейчас требуется высокое качество дорожных работ, но просадки на проезжей части, поврежденности и ямы забордюрного пространства очень сложно ликвидировать при применяемых сегодня технологиях. Очень нерационально сейчас ведется и ямочный ремонт, потому что приходится запускать асфальтобетонный завод, выработать 500 кг смеси, а надо всего 50, чтобы заделать яму. Однако заделать яму – половина дела, вокруг нее еще нужно снять фрезой сопоставимую по размеру площадь и тоже залить ее смесью, иначе пространство вокруг ямы начнет разрушаться, - продолжает рассказ автор изобретения.

Все эти проблемы снимаются, если использовать битумную суспензию профессора Кочеткова. Материалом, при добавлении в него песка и щебня, нужно засыпать трещину (яму), смоченную водой. Фактически ремонт выполняется шпателем или гладилкой, как при бетонных работах. Уже через несколько минут движение по дороге можно возобновлять. Материал во влажном состоянии не прилипает к технике и оборудованию. При высыхании битум переходит в обычное пленочное состояние.

Близкая по смыслу технология производства холодных асфальтобетонных смесей на основе диспергированного битума была разработана саратовскими учеными еще в советское время. Ноу-хау сегодняшнего изобретения – опудривание частиц вязкого битума со степенью диспергирования менее 1 микрометра нано- и микроматериалами, что повышает эффективность конечного продукта.

Два года назад по этой технологии сотрудниками СГТУ имени Гагарина (С.Ю. Андроновым) были отремонтированы улица Клочкова в Саратове и проезд в с. Усть-Курдюм.

В этом году данная технология прошла испытание на практике при ремонте незаасфальтированной автомобильной дороги в Оренбургской области, которую нужно было обеспылить.

- В Оренбургской области хорошие дороги, потому что там находятся месторождения гравия, который по своим качествам тверже гранита, - рассказал Андрей Кочетков. – Тем не менее, эти дороги очень сильно пылят, а потому жители не раз обращались к местным властям. Технология была испытана на участке длиной более четырех километров и в настоящее время хорошо показала себя. Уложено около трех тысяч тонн влажной органоминеральной смеси на основе песчано-гравийной смеси и диспергированного битума. По этой же технологии было отремонтировано ездовое полотно моста, произведен ямочный ремонт, обеспылен участок дорожного покрытия путем распределения разбавленной битумной суспензии, отремонтирована крыша здания на территории дорожного управления.

В настоящее время данная технология предлагается к применению в Саратовской, Самарской и Волгоградской агломерациях в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

 


ИнЭТС


08.10.2019