Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Кафедре «Строительные и дорожные машины и оборудование» - 80 лет

Кафедре «Строительные и дорожные машины и оборудование» - 80 лет

Кафедра «Строительные и дорожные машины и оборудования» - одна из старейших кафедр нашего университета.  Фактически кафедра берет свое начало с первых дней создания Саратовского автодорожного института, она входила в число первых кафедр института, созданных в 1931-32 годах. Кафедра  имела тогда название «Дорожные машины» и призвана была обеспечивать механическую подготовку инженеров по строительству дорог и мостов. Заведующим кафедрой был В.Э. Сиппле.

В 1936 году на базе кафедры дорожных машин создается кафедра «Строительные и дорожные машины» и осуществляется первый набор студентов на новую специальность – «Дорожное машиностроение». В составе кафедры в это время было два преподавателя, лаборант и учебный мастер.  Первый выпуск студентов по этой специальности пришелся на тяжелый для всей страны 1941 год. Выпуск составил всего 5 человек,  так как  многие студенты ушли на фронт до завершения обучения. Всего за годы Великой Отечественной войны кафедрой «Строительные и дорожные машины» было подготовлено 60 специалистов. 

С 1940 по 1971 годы кафедрой руководил профессор Константин Павлович Севров, выпускник Ленинградского автомобильно-дорожного института, один из  крупнейших ученых, создатель научной школы по смесительным машинам. Многие сотрудники кафедры СДМ, а также преподаватели других кафедр нашего института являлись его учениками. После К.П.Серова кафедру возглавил Дмитрий Андреевич Лозовой, ученый огромного творческого потенциала, открывший новое направление в решении проблем разработки мерзлых и прочных грунтов. Лозовой Д.А. явился основателем научной  школы «мерзлотников», которая продолжает его традиции и на сегодняшний день.

Под руководством Лозового Д.А.  был подготовлен и защищен ряд кандидатских диссертаций. Благодаря разработкам Д.А.Лозового и его учеников Ветлова Ю.Е., Трушина Ю.М., Кузяева А.И. и многих других создано принципиально новое оборудование для разработки мерзлых грунтов, оборудование, не имеющее аналогов не только в нашей стране, но и в мире. За эти разработки Д.А. Лозовому было присвоено звание «Заслуженный изобретатель СССР».

Заслуга Константина Павловича Севрова и Дмитрия Андреевича Лозового состоит не только в том, что они создали научные школы, но и в том, что благодаря им и их школам, кафедра получила широкую известность среди ученых и специалистов отрасли.

Известность и авторитет кафедре принесли также преподаватели, имена которых стали в университете синонимом высокого профессионализма и беззаветного служения своему делу. Это -  Ангеляр Александрович Покровский, человек большой души, внесший большой вклад в жизнь университета, работавший и деканом автомеханического факультета и очень долгое время – председателем профкома университета; Борис Владимирович Горячко, истинный педагог, поэт, высочайший профессионал своего дела; Николай Васильевич Михайлов, образец исполнительности и требовательности, человек, подающий пример работы со студентами, много лет возглавлявший НИС (так называлась когда-то НИЧ) института; Валентин Владимирович Сластенов, человек творческой фантазии, певец и гитарист, активный оппонент во всех научных дискуссиях. Это люди, творившие историю кафедры. Более тридцати лет работал на кафедре Орлов Евгений Викторович – ветеран Великой Отечественной войны.

В настоящее время на кафедре работают специалисты различного профиля в области проектирования, конструкций, эксплуатации и технологии работ. В штате кафедры 12 преподавателей, в том числе 4 профессора, доктора технических наук. Все преподаватели имеют ученые степени и звания. В состав кафедры также входят 6 человек учебно-вспомогательного персонала.

Подготовка специалистов на кафедре  всегда осуществлялась  исходя из запросов, требований производства с учетом его развития:

  • В 1960 году были открыты заочная и очная форма обучения по специальности «Дорожные и строительные машины».
  • В 1995 году на кафедре была открыта новая специальность «Сервис, техническая эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования». Выпуск специалистов по данной специальности осуществляли до 2004 года.
  • В 2003 году была открыта очная и заочная форма обучения по специальности  «Подъёмно- транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

Всего за период 1936-2010 годов на кафедре было подготовлено более четырёх тысяч молодых специалистов.

С 2011 года на кафедре  ведется подготовка:

- по специальности 23.05.01 – «Наземные транспортно-технологические средства» специализация «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»,

- по направлению бакалавриата 23.03.02 – «Наземные транспортно-технологические комплексы» профиль «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

Окончившие университет по специальности «Наземные транспортно-технологические средства»  получают квалификацию инженера – специалиста в области подъемно-транспортных, строительных, дорожных и технологических машин и оборудования. Выпускники работают практически всюду: в организациях, ведущих строительство гражданских и промышленных объектов, транспортных магистралей и сооружений; на предприятиях, производящих все виды наземной транспортной, строительной и грузоподъемной техники; в научно-исследовательских и проектных организациях, создающих новые образцы строительных, грузоподъемных и транспортных средств, а также техники для обслуживания и ремонта; в дилерских фирмах и коммерческих компаниях, торгующих отечественными и импортными машинами и оборудованием и организующих сервис.

Во время обучения студенты овладевают навыками конструирования строительных и дорожных  машин, автоматизированного проектирования, узнают основы бизнеса, маркетинга и коммерческой деятельности в области профессиональной подготовки. На базе знаний по основной специальности студенты по желанию на факультативных курсах могут обучаться  современным методам проектирования и  эксплуатации дорожно-строительных и технологических машин.

Широкий спектр и возможности профессиональной деятельности вызывают неизменный интерес у абитуриентов, о чём свидетельствует конкурс на специальность, который на протяжении последних пяти лет является одним из самых высоких в университете.

В последние годы ощущается негативные последствия  потери конструкторских кадров в машиностроительном комплексе. Поэтому в образовательной программе специальности было выбрано проектно-конструкторское направление подготовки специалистов. Качество подготовки инженера по выбранному направлению во многом определяется стратегией его обучения, то есть набором и последовательностью дисциплин, которые он должен изучить.  Специалист  должен уметь спроектировать машину и правильно организовать ее эксплуатацию. Для достижения этой цели в учебных планах специальности отводится большой объем часов  как по общепрофессиональным дисциплинам, так и дисциплинам специализации с учетом конструкторского профиля.

По нашему мнению, в формировании инженера-конструктора как творческой личности, главную роль играют «три кита»: научная работа со студентами, курсовое и дипломное проектирование. Студенты имеют возможность тесно контактировать с преподавателями на консультациях и разрабатывать решение сложных конструкторских задач. Для организации учебного процесса на кафедре было создано два филиала  на базе современных предприятий нашего региона -  ОАО «Спецдортехника» и ООО «Бетта». На базе филиалов проводятся не только учебные занятия и практики, но и активное привлечение студентов к выполнению реальных проектов и решению задач производства.

На кафедре организовано и активно действует студенческое конструкторское бюро, которое выполняет реальные проекты по заказам предприятий. В работе бюро могут принимать участие студенты всех курсов, что является дополнительной возможностью приобретения необходимых навыков современного инженера.

В течение восьми лет кафедра принимает участие во Всероссийском смотре – конкурсе дипломных проектов специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», проводимом Министерством образования науки РФ.

По оценкам итогов конкурса, кафедра СДМ СГТУ входит в число кафедр Российских вузов, чьи дипломные проекты стабильно занимают призовые места. Успех студентов СГТУ свидетельствует о создании в вузе и на кафедре  условий для качественного улучшения и эффективного воспроизводства конструкторских кадров, значительно утраченных в последнее время в машиностроительном и оборонном комплексе

Подготовка специалиста   немыслима без хорошей материальной базы. Кафедра располагает лабораториями учебного и научно-исследовательского назначения.  Лаборатории оснащены оборудованием и аппаратурой для изучения и исследования рабочих процессов землеройных, строительных и подъемно-транспортных машин, процессов, сопровождающих нагружение их несущих конструкций, а также вычислительной техникой и программным обеспечением для изучения устройства машин и моделирования работы их агрегатов. В 2013 году было приобретено уникальное оборудование, на основе которого организована лаборатория по изучению гидроавтоматики строительных машин. Тем не менее, кафедра испытывает острую необходимость в пополнении и обновлении оборудования. Поэтому модернизация существующей лабораторной базы рассматривается  как одно из приоритетных направлений  развития кафедры.

Основным научным направлением работы кафедры является совершенствование машин и оборудования для уплотнения и разрушения  грунтов и материалов. Оно впрямую связано с направлением подготовки инженеров по специальности «Наземные транспортно-техологические средства».

На кафедре развиваются научные направления, связанные с исследованиями рабочих процессов строительных и дорожных машин, апробацией новых принципов и нетривиальных конструктивных решений оборудования для рыхления мёрзлых грунтов и уплотнения строительных материалов.  Исследования опираются на богатый научно-методический опыт преподавательского состава кафедры,

По результатам этих исследований преподавателями  кафедры написаны и изданы в центральных государственных издательствах более 20 научных монографий. Среди их авторов профессора К.П. Севров, В.С. Сухоруков Д.А. Лозовой, Мартюченко И.Г., доценты А.А. Покровский, В.А. Кабалкин, В.А. Запускалов, Б.В. Горячко , Кузнецова О.Л., Бурханов Р.Х. и другие.

Научная направленность работы кафедры по запросу Федеративной Республики Германии внесена в 1992 году в Европейский банк данных организаций, занимающихся  вопросами исследования и создания средств механизации строительных работ.

На кафедре успешно ведутся работы по созданию новых конструкций рабочих органов строительных машин и оборудования на уровне изобретений. Имеются изобретения в создании оборудования для разрушения мерзлых грунтов винтовыми рабочими органами (авторы: Мартюченко И.Г., Стрелюхин М.И. и др.), оборудования для уплотнения грунтов в стесненных условиях (авторы: Перменов А.Н. и др.), оборудования для уплотнения жестких бетонных смесей качающимся штампом (авторы: Бурханов Р.Х., Ветлов Ю.Е. и др.). Всего сотрудниками кафедры получено более шестидесяти авторских свидетельств и патентов.

Ежегодно, начиная с 2006 года, на базе международного научного проекта SWorld  кафедра проводит международные научно-практические конференции и издает научные сборники по теме «Проблемы и инновации в области механизации и технологий в строительных и дорожных отраслях».

Подготовка современного инженера немыслима без сотрудничества с родственными кафедрами других вузов. Поэтому в 2014 году подписан договор о сотрудничестве с Белорусско-Российским университетом (Республика Беларусь), в рамках которого проводятся совместные международные научные конференции и  публикации научных статей. В 2016 году профессор И.Г.Мартюченко был приглашен в Белорусско-Российский университет для чтения лекций  по проблемам создания машин для разработки мерзлых грунтов.

Залогом успешного развития кафедры является её инновационность, внедрение в учебный процесс новых образовательных программ. Поэтому в  настоящее время одним из приоритетных направлений работы кафедры является открытие новой специализации «Технические средства природообустройства и защиты в чрезвычайных ситуациях». В этих условиях необходимо  особое внимание к информационному и методическому обеспечению учебного процесса, что позволит обеспечить  высокую конкурентоспособность специалистов, рост научного авторитета и расширение научных возможностей студентов и сотрудников.


23.12.2016