Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Дистанционное обучение: мнение преподавателей Политеха

Дистанционное обучение: мнение преподавателей Политеха

С 17 марта 2020 года в техническом университете организован учебный процесс по обеспечению контактной работы педагогических работников со студентами в электронной информационной образовательной среде (ИОС) с помощью дистанционных образовательных технологий на платформе MOODLE.

Преподаватели вуза проводят большую работу для реализации образовательных услуг в условиях дистанционного обучения, расширяют информационную и коммуникационную сеть с обучающимися, включая заочную форму обучения, отмечают успехи и трудности работы в новых условиях полного перехода всего учебного процесса в дистанционный режим.

Кумова С.В..jpgСветлана Кумова, доцент кафедры «Прикладные информационные технологии» ИнПИТ:

- Я преподаю графику дизайнерам и программистам. На занятиях мы разбираем лучшие практики дизайна, создаем свои проекты логотипов, полиграфической продукции, арт-проекты. Для меня переход на онлайн формат обучения, безусловно, добавил больше работы, но и открыл новые возможности, которые позволяют более тесно контактировать со студентами и добиваться качественных результатов обучения и понимания моей дисциплины.

Поменялся и сам процесс обучения. В работе я стала использовать технологию захвата видео, поэтому даже если студент не смог присутствовать на лекции или что-то не усвоил в полной мере за отведенное время, он всегда может пересмотреть запись. Как оказалось, это очень действенный инструмент, который помогает донести информацию практически до каждого слушателя.

Ребята творческих направлений отличаются живым воображением, яркой фантазией, в то время как программисты делают более понятные и лаконичные работы, однако и тем и другим для творчества нужна атмосфера. Как правило, это домашний компьютер, а не аудитория в университете. В обычное время они практически не пересекаются, но в соцсетях занимаются вместе, что позволяет им видеть работы друг друга и учиться на собственном примере. На занятиях я разбираю проекты каждого в аудитории, но на дистанционном обучении делаю видеозахват разбора и распространяю обзоры среди всех студентов, а не только одной группы.

Изменился и формат взаимодействия со студентами. Если в традиционном обучении общение преимущественно ограничивалось лекцией и практическими занятиями, то сейчас ребята активнее задают вопросы, и я могу ответить на большее их количество, т.к. это происходит прямо во время лекции в чате. Некоторым легче писать, чем говорить вслух.

По завершении занятий я прошу их делать видеозахват выполнения домашней работы. Например, необходимо создать логотип, после того как студент определился с конечным вариантом, я прошу разобрать его на составные части и собрать обратно, используя видеозахват монитора. Это позволяет им лучше усваивать материал, а мне понять, как студент справляется с нагрузкой.

Оценивая результаты работы с начала режима самоизоляции, отмечу, что в несколько раз улучшилось качество проектов студентов. Не знаю все дело в домашней атмосфере или в том, что я иначе строю учебный процесс, но, и после возвращения в аудитории я сохраню некоторые наработки и буду их использовать. Я буду и дальше вести видеозахват лекций, возможно, это будет съемка аудитории, так же буду записывать видеоуроки с монитора компьютера. Однако задания для самостоятельной работы я буду просить сдавать именно в видеоформате и продолжать делать видеообзоры на них.

osipovatv_450.jpgТатьяна Осипова, доцент кафедры «Транспортное строительство» ИнЭТС:

- Учиться по техническим специальностям всегда очень сложно. В связи с переходом на дистанционное обучение студенты столкнулись с трудностями восприятия материала удаленно, присылая многочисленные вопросы по выполнению практических заданий. По моему мнению, по методическим указаниям самостоятельно разобраться с практическими расчетами совсем непросто. С 2014 года я возглавляю филиал кафедры ТСТ, расположенный в ООО «ДорТехПроект» (входящее в Группу Компаний «Современные дорожные технологии»). Производственники часто выполняют работы для заказчиков из других регионов и даже стран. Для этого в работе широко применяют различный цифровые платформы, видеоконференции, вебинары с возможностью ответов на вопросы и даже имеют службу поддержки для своих клиентов. Принцип их работы я постаралась внедрить в учебный процесс.

Чем больше трудностей у студентов возникает, тем хуже становится их посещаемость и в целом восприятие дисциплины. Чтобы привлечь ребят в учебный процесс нужно им все доступно объяснить.

При проведении лекционных занятий (кроме тестовых и презентационных материалов) я практиковала использование видеороликов, которые записывала, озвучивая презентации со своими комментариями.

Практические занятия провожу с применением платформы Zoom (она очень проста в использовании, доступна бесплатная версия для компьютеров и мобильных устройств). Студенты на экране монитора видят всю методику расчета, пометки преподавателя. Работа в онлайн формате дает возможность студентам сразу задать вопрос по материалу, а преподавателям по глазам студентов определить понимание материала. Все в обычном режиме только из дома.

Вернувшись в университет, планирую продолжать запись учебных материалов и предоставлять их студентам, пропустившим занятия в вузе по уважительным причинам.

Без названия.jpgДенис Тимохин, доцент кафедры «Строительные материалы и технологии» Института УРБАС:

- С введением дистанционного обучения преподавателям и студентам потребовалось быстро перестроиться и адаптироваться. В нашем университете уже была запущена информационно-образовательная среда (ИОС) для дистанционной работы, но для меня этих инструментов оказалось недостаточно. Поэтому я активно начал работать со студентами через социальную сеть Вконтакте.

Так проще всего было организовать взаимодействие, т.к. у каждого есть свой профиль в социальной сети, и он может легко выйти на связь, в том числе и с использованием видео. Я создал несколько групп, куда старосты и кураторы пригласили студентов. Часть работы мы делали на «форуме» в ИОС, а часть – в группах. Ребята могли задавать вопросы и в личные сообщения, если не хотели, например, показывать проект остальным.

Кроме того, я активно использовал индивидуальные видеозвонки студентам – принимал отчетность (курсовые, экзаменационные, индивидуальные работы). Для этого я составил расписание, и каждый знал, сколько времени у него есть на то, чтобы ответить на мои вопросы и презентовать свой проект.

В этом отношении индивидуальные видеозвонки позволили мне понять, какую оценку в контексте группы заслужил каждый студент, и каков уровень подготовки группы в целом. В свою очередь, ребята отметили, что видеозвонок с преподавателем очень дисциплинирует и заставляет лучше готовиться.

По завершении периода самоизоляции я продолжу работать со студентами в групповых чатах и при необходимости использовать видеозвонки для принятия отчетности, например, у тех, кто по тем или иным причинам не может приехать в Саратов. Интересно использовать этот формат и для работы с заочниками. Скорее всего это будет востребовано теми, кто живет или работает в другом городе.

unnamed (2).jpgЕкатерина Горшенина, доцент кафедры «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей» ИнЭТС: 

- Методы онлайн работы в техническом вузе как основные не подходят, но как дополнительные очень хороши. Например, я преподаватель направления «Технология транспортных процессов», читаю профильные дисциплины и являюсь лидером Точки кипения СГТУ. Мне удалось совместить эти направления. Точка кипения тоже перешла на онлайн формат, проходит множество бесплатных мероприятий через Точки кипения РФ. В рамках читаемых дисциплин мои студенты участвовали в онлайн конференциях федерального уровня (онлайн-конференция «Транспортное планирование и моделирование», 16-17 апреля 2020).

В онлайн формате студенты активнее принимают участие в конференциях (второй этап XV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств», 28 апреля 2020 года, через zoom), меньше смущаются выступать, а это дает возможность проявлению инженерного творчества.

В апреле состоялась защита курсовых проектов 4 курса через zoom. Положительным моментом оказалась вовлеченность группы в обсуждение результатов курсового проекта.

Кульбякина_АВ.jpgАлександра Кульбякина, доцент кафедры «Тепловая и атомная энергетика имени А.И. Андрющенко» ИнЭТС:

- Кроме информационной образовательной среды СГТУ в рамках реализации дистанционного обучения широко используются мессенджеры (группы в вайбере, вотсапе), соцсети, где происходит консультация студентов онлайн, работа с дипломниками.
Для консультаций, разъяснений, проведения занятий используются сервисы видеоконференции (Zoom).
Полагаю, положительный опыт дистанционного обучения позволит в дальнейшем вовлечь в учебный процесс студентов из удаленных населенных пунктов.
Однако, очное обучение должно остаться основной формой образования: кроме профессиональных навыков и знаний, студент приобретает опыт общения с педагогами, навыки, не регламентируемые рабочими программами.

Преподаватели института электронной техники и приборостроения активно используют электронную информационно образовательную среду (ИОС), а также используют дистанционные образовательные технологий на платформе MOODLE. На кафедре «Системотехника и управление в технических системах» совместно со студентами направления «Управление в технических системах» была разработана система, представляющая собой портал, обеспечивающий взаимодействие преподавателя со студентами. Система использует таргетированный подход к процессу обучения, позволяя преподавателю индивидуально, учитывая степень освоения студентом учебного материала, назначать задания. На сегодняшний день, разработанная система проходит успешную апробацию и в дальнейшем будет активно использоваться во внеаудиторной самостоятельной работе студента, а также для промежуточного контроля приобретенных знаний.


30.04.2020

Новости СГТУ











все новости...