Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Дайджест новостей Министерства науки и высшего образования 20-22 ноября

Дайджест новостей Министерства науки и высшего образования 20-22 ноября

Стартап как диплом

Программа «Стартап как диплом» направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Разработка и реализация программы обучения абитуриентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой «Цифровая экономика».

Выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой (с юридическими лицами и сформированной командой), так и быть в стадии идеи. Он должен демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

В основе программы – ежегодный цикл мероприятий: тренинги, направленные на формирование проектных и предпринимательских компетенций, soft и hard skills; студенческий акселератор; поддержка при подготовке заявок на конкурсы для привлечения финансирования; консультации ведущих экспертов и постоянное сопровождение команд на всех этапах жизненного цикла проекта.

Стать участникам программы «Стартап как диплом» может студент любого направления подготовки, специальности и уровня образования. Главное условие – соответствие роли в команде стартапа и функциональных обязанностей студента, подтверждающих освоение компетенций, установленных ФГОС ВО или ОС ВО.

С 2021 года планируется внедрение практики учета выпускных квалификационных работ в виде стартапов в более чем 40 вузах, в том числе в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, Томском политехническом университете, Сибирском федеральном университете, Южном федеральном университете, Юго-Западном государственном университете и других. Впервые в пробном режиме программа стартовала в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете.

В ноябре 2020 года на площадке форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и Агентством стратегических инициатив (АСИ). В рамках соглашения планируется совместная работа по развитию и популяризации молодежного предпринимательства, а также выявление и поддержка проектов и лучших практик в этой области. В ходе совместной работы планируется уделить внимание программе «Стартап как диплом», являющейся одним из ключевых элементов экосистемы студенческого предпринимательства.

«Проект «Стартап как диплом» – прекрасная возможность молодым и инициативным студентам попробовать свои силы и защитить свой диплом в таком необычном формате. Мне кажется, это вполне соответствует тем пожеланиям, которые высказывают и экспертное сообщество, и работодатели о том, что образование должно быть практико-ориентированным и давать больше возможностей для самореализации», – заявил Валерий Фальков.

Стартап в сфере хирургической навигации с использованием дополненной реальности

В Университете ИТМО защитить дипломы на основе стартапов студенты могут уже на протяжении нескольких лет. При поддержке Минобрнауки России в 2019 году в вузе разработали регламент защиты ВКР в формате наукоемких бизнес-проектов («Бизнес-тезисов»). Одним из выпускников, которые представили свой диплом в виде стартапа, стал магистр факультета технологического менеджмента и инноваций Роман Шипляков. Его проект в сфере хирургической навигации и предоперационного планирования с использованием дополненной реальности стал одним из лучших на защите. После выпуска Роман продолжил работу – сейчас проект SkaleozAR готовят к выходу на российский и международный рынки.

Дополненную реальность можно использовать как в малоинвазивных медицинских манипуляциях, так и в серьезных ортопедических, челюстно-лицевых и нейрохирургических операциях. Навигация с помощью этой технологии поможет хирургам лучше понимать положение органов и анатомически значимых образований. Это позволит снизить риски возможных осложнений и во многом облегчит саму операцию. SkaleozAR имеет целый ряд преимуществ: высокая точность навигации, минимальная травматичность, полное отсутствие лучевой нагрузки и финансовая доступность. «Особенность кейса в индивидуальном моделировании для пациента по результатам инструментальной диагностики. Так, для каждого человека проводится компьютерная томография, на основе которой мы формируем 3D-модель, и уже на следующий день врач во время операции может пользоваться воссозданной с помощью дополненной реальности виртуальной моделью расположения органов пациента», – отмечает Роман Шипляков.

В процессе учебы идея превратилась в оформленный стартап, который может заинтересовать стратегических и финансовых партнеров. Это удалось благодаря преподавателям и профессионалам Университета ИТМО: они сформировали у Романа правильное представление о позиционировании продукта. Приблизить же стартап к пользователю помогли консультации специалистов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта Минтруда России, в том числе и хирургов, которые вносили практические коррективы в проект. Сейчас Роман с коллегами проводят переговоры с частными инвесторами, продолжают совместные исследования с психиатрическим медицинским университетом и центром реабилитации инвалидов.

Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, отметил: «Мы считаем, что новый этап цифровой трансформации экономики требует принципиально новых компетенций и способов квалификации обучающихся. Мы одними из первых внедрили прозрачные процедуры защиты бизнес-проектов в качестве выпускных работ. Нашей целью была бесшовная синхронизация основных направлений деятельности вузов: прорывных разработок, фундаментального системного образования, инноваций и трансфера российских технологий на национальный и международные рынки. Сейчас мы дорабатываем регламенты и все процессы вместе с нашими вузами-партнерами, чтобы обеспечить новый уровень межсетевого взаимодействия – межвузовские студенческие бизнес-проекты, вывод продуктов, релевантных для региональных рынков, и многое другое. Мы рады, что такие форматы активно поддерживаются Министерством науки и высшего образования и видим большой потенциал конвертации этих студенческих проектов в наукоемкие бизнесы, которые станут локомотивом роста инновационной экономики России».

Стартап в сфере навигации по достопримечательностям Саратовской области

Выпускница направления «Туризм» Института социального и производственного менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Дилафруз Григорьева предложила организовать туристическую навигацию по достопримечательностям Саратова. Свои идеи в качестве стартапа она описала в ВКР.

«Я исследовала существующую навигацию Саратовской агломерации, определила ее сильные и слабые стороны. Главная моя находка – внедрение туристской навигационной системы. Наличие такой системы увеличит туристический поток и повысит конкурентоспособность региона. Доступ к достопримечательностям и культурному наследию области станет намного легче, проще и понятнее как для гостей города, так и для жителей региона», – сказала выпускница.

Дилафруз предложила разработать уникальный и узнаваемый шрифт для навигации, который можно будет использовать на знаках, свидетельствующих о направлении, на знаках, установленных на объектах туристского интереса, и на знаках, нанесенных на путеводители и карты. «Уникальный шрифт мог бы стать стартом для создания или поддержания единой системы ориентирующей информации», – отметила выпускница. Шрифт должен быть хорошо заметен на улицах невооруженным взглядом, выглядеть привлекательно для русскоязычных и иностранных туристов. Еще Дилафруз предложила установить возле историко-культурных объектов таблички с QR-кодом, при считывании которого пользователь переходит на страницу об интересующем объекте в интернете. Информация может быть в нескольких формах – текстовой, звуковой и визуальной.

«Исследовательская работа была выполнена в формате стартапа, связанного с концепцией развития СГТУ имени Гагарина как опорного вуза региона. Ряд позиций, заявленных в работе, мы смогли реализовать в полном объеме совместно с местными предпринимателями и бизнесменами. Наши разработки заинтересовали общественность, поэтому мы будем продолжать эту работу со студентами и магистрантами», – добавила научный руководитель Дилафруз, профессор кафедры «Экономика труда и производственных комплексов» ИСПМ Ольга Лысикова.

Научная разработка выпускницы заинтересовала профильные туристические организации Саратовской области и получила поддержку и высокую оценку со стороны комитета туризма региона. В настоящее время уже внедряют некоторые из предложений Дилафруз.

Стартап в сфере импортозамещения: аналог системы очистки садков от мертвой рыбы

стартап как диплом_петргу.png

Выпускник бакалавриата Института лесных, горных и строительных наук Петрозаводского государственного университета Александр Чистяков разработал механизированный подъемник отходов из садков – ловушек для рыб – для российских рыбохозяйственных форелевых предприятий. Исследования и апробация опытного образца проходили на базе Инженерного парка института под научным руководством доцента кафедры транспортных и технологических машин ПетрГУ Евгения Тихонова.

Разработка может быть использована в малых и средних садках, не предусматривает сетного конуса, а, значит, при подъеме рыба не будет выпадать из конуса и скапливаться на дне водоема. Еще один плюс этой работы – не будет подниматься донный осадок, который является стрессовым фактором для рыб, особенно в зимний период. Разработка направлена на повышение эффективности и экологической безопасности садковых рыбохозяйственных предприятий. «Использование зарубежных систем отходов затруднено в силу их повышенной стоимости в малых и средних садках. Они больше адаптированы для морского базирования в незамерзающих зонах для акваферм с большой производственной мощностью. Наша разработка является полным импортозамещающим аналогом, который адаптирован к условиям арктической и субарктической зон. В системе отсутствуют подвижные детали, она изготавливается из полиэтилена низкого давления, не требующего специализированного дорогостоящего оборудования», – рассказывает о разработке Александр Чистяков.

Принцип действия механизированной системы построен на базе технологии норвежского производства AirLift – подъем жидкости из глубины за счет подачи сжатого воздуха под давлением, нагнетаемым компрессором в подающую трубу. Разработанное устройство в ПетрГУ состоит из вертикальной трубы, опущенной в воду, в нижнюю часть которой под давлением нагнетают воздух. Образовавшаяся смесь жидкости и пузырьков поднимается и захватывает отход рыб благодаря разности удельных масс смеси и жидкости. К конусу присоединяется гофрированная труба. Для обеспечения вертикального положения трубы применяется буй. Также в систему входит водоотделитель, который обеспечивает разделение мертвой рыбы от воды и емкость для сбора рыбы. Все комплектующие базируются на плавсредстве подходящей грузоподъемности.

Для системы характерны низкая себестоимость и трудозатраты, использование одного компрессора на любое количество садков.

Разработка успешно прошла все испытания и была запатентована. Сейчас проект Александра принимает участие в инновационном конкурсе Фонда содействия инновациям «УМНИК», уже пройден заочный этап. В случае одобрения идеи конкурсной комиссией в финале полученный грант пойдет на дальнейшее развитие проекта.

Стартап в сфере переработки аккумуляторов

Программа «Стартап как диплом» в Уральском федеральном университете реализуется с весны 2020 года. Пока выпускную квалификационную работу в таком формате защитили три человека, но в вузе уверены – это только начало.

«Стартап как диплом – новая тема для университета, в котором студенты и многие преподаватели привыкли к защите дипломов в классическом университетском формате. Такой формат – движение в сторону развития компетенций технологических предпринимателей у студентов», – рассказывает заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга. Студенты университета могут попробовать свои силы как потенциальные технологические предприниматели и овладеть новыми компетенциями в рамках проекта «Инновационный дайвинг», продолжить развивать направление и выйти на новый уровень: защитить стартап как диплом и даже создать собственную высокотехнологичную компанию.

«Другой, не менее интересный путь для реализации программы: наиболее мотивированные и одаренные в сфере техпредпринимательства студенты-старшекурсники, прошедшие конкурсный отбор, могут отправиться на практику в компанию “Техноспарк”, с которой УрФУ заключил в мае 2020 года соответствующее соглашение. Там ребята, склонные к коммерческой деятельности и развитию высоких технологий, получат возможность пройти стажировку, работая с готовым стартапом под началом опытных экспертов или развивая собственный проект в технопарке, оснащенном современным оборудованием. Стоит отметить, что эта индивидуальная спецпрограмма для ребят бесплатна. Итог один – защита коммерческого высокотехнологичного проекта», – добавила Надежда.

Пример удачного и эффективного проекта, защищенного в формате «Стартап как диплом» – «Русский кобальт – переработка литий-ионных аккумуляторов». Команда проекта состоит из выпускников, аспирантов и молодых сотрудников УрФУ. Участники предлагают разработку и реализацию технологии, с помощью которой из аккумуляторов можно получить ценные металлы – кобальт, алюминий, литий, медь.

«Считаю программу “Стартап как диплом” интересной и полезной для студентов-старшекурсников. Если студент выбирает магистратуру – это осознанное решение, связанное с его специальностью. Затем молодой человек получает возможность выбрать наиболее эффективный для себя формат – это шанс создать и развить свою высокотехнологичную компанию. Следующая задача будущего предпринимателя – собрать команду, которая будет увлечена его идеей. Научный руководитель может дать очень ценные советы в научно-технической сфере, например, подсказать, как улучшить технологию. Сейчас наш проект активно реализуется и испытывает кадровый голод: мы ждем молодых, талантливых и амбициозных технических и коммерческих специалистов», – рассказал соавтор проекта, аспирант ИНМТ УрФУ Степан Сапьянов.

Созданная молодыми технологическими предпринимателями компания «Русский кобальт», реализующая разработку, уже стала резидентом Сколково.


Объявлен конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования

20 Ноября 2020 12:42

Прием заявок открыт до 10 февраля.

Премии присуждаются ежегодно по следующим направлениям:

а) внедрение инновационных разработок в сфере образования и осуществление профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне, обеспечивающие:

  • создание эффективных технологий обучения; 
  • проведение научно-практических исследований, результаты которых нашли отражение в научных изданиях и монографиях и оказывают эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации; 
  • разработку и внедрение авторских программ, методик обучения, форм и методов оценки подготовки обучающихся, воспитанников, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получивших широкое распространение; 

б) создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации.

Работы принимаются лично от авторов или их доверенных лиц в Минобрнауки России по адресу: Москва, Брюсов пер., д. 21, каб. 134, а также размещаются авторами на сайте Правпремии.рф до 10 февраля 2021 года. В здании действует пропускная система, поэтому прием работ осуществляется по предварительной записи по телефону (за один день).

Контакты для справок:

Синявская Анастасия Сергеевна, (495) 547-12-59 (доб. 3815), sinyavskayaas@minobrnauki.gov.ru;

Терехина Алина Алексеевна, (495) 547-12-59 (доб. 3823), terekhinaaa@minobrnauki.gov.ru;

Конкурс объявлен в соответствии с Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 744.


Открыт прием заявок на соискание премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и премий в области науки и техники для молодых ученых

20 Ноября 2020 12:44

До 20 февраля можно подать заявку на конкурсы работ на соискание премий Правительства Российской Федерации 2021 года в области науки и техники и премий Правительства Российской Федерации 2021 года в области науки и техники для молодых ученых.

Премии присуждаются ежегодно за следующие достижения:

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ;

б) практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологиях;

в) научно-исследовательские разработки, применяемые в области разведки, добычи и переработки полезных ископаемых;

г) высокоэффективные научно-технические разработки, реализованные на практике в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

д) высокие результаты в исследованиях, разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении;

е) научные, проектно-конструкторские и технологические достижения в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;

ж) работы, являющиеся вкладом в решение проблем экологии и охраны природы;

з) научно-исследовательские разработки, содействующие повышению эффективности реального сектора экономики;

и) научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании новой военной и специальной техники.

Работы, оформленные в соответствии с изложенными в Перечне требованиями, принимаются лично от авторов или их доверенных лиц в Минобрнауки России по адресу: Москва, Брюсов пер., д. 21, каб. 134. В здании действует пропускная система, поэтому прием работ осуществляется по предварительной записи по телефону (за один день).

Контакты для справок:

Синявская Анастасия Сергеевна, (495) 547-12-59 (доб. 3815), sinyavskayaas@minobrnauki.gov.ru;

Терехина Алина Алексеевна, (495) 547-12-59 (доб. 3823), terekhinaaa@minobrnauki.gov.ru;

Конкурсы объявлены в соответствии с Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 544, и Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2010 г. № 601.



В России будет создана инфосистема «Современная цифровая образовательная среда» в сфере высшего образования

20 Ноября 2020 15:28

Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Система объединит информацию обо всех онлайн-курсах в стране и результатах их освоения учащимися. Решение будет реализовано в виде создания единого реестра онлайн-курсов путем интеграции образовательных платформ. Формирование и ведение реестра будет контролировать Минобрнауки России.

Рассчитанная на высшую школу государственная информационная система (ГИС) будет создана на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Портал расположен по адресу online.edu.ru и интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), с помощью которой осуществляется идентификация участников. Образовательные организации в ГИС могут проводить экспертизу онлайн-курсов, оценивать их качество, формировать независимые рейтинги. Обучающиеся имеют возможность поставить курсам оценку, оставить отзыв.

Также будет организован централизованный учет результатов обучения на онлайн-курсах и учет образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования. Кроме того, система позволит организовать межвузовское взаимодействие в рамках сетевой формы. В системе будет сформировано «цифровое индивидуальное портфолио обучающегося», доступ к которому иным лицам будет возможен только с согласия обучающегося.

Финансирование создания, развития и эксплуатации системы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России на реализацию мероприятий государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».



В Москве продолжается международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга»

21 Ноября 2020 10:59

Одна из 9 тематических площадок форума организована Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Сегодня на ней состоится открытый диалог со студентами Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова и историка, писателя, сенатора Международной ассоциации прокуроров Александра Звягинцева.

В работе утренней сессии Форума приняла участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина. В дискуссии, которая прошла в смешанном формате, также приняли участие ректоры и проректоры вузов страны, эксперты Российской академии наук.

Елена Дружинина отметила рост интенсивности общественной дискуссии по теме Нюрнбергского трибунала: «Только с августа этого года интенсивность упоминания темы в России выросла почти в десять раз – до 2 000 сообщений в месяц. При этом и число публикаций в англоязычных СМИ также увеличилось кратно – почти в 4 раза».

Медийная активность и упоминаемость темы в социальных сетях, по заявлению Елены Дружининой, значительно влияют на повышение внимания молодого поколения к теме исторической достоверности и сохранения памяти. При этом, большую роль в восприятии материала играет форма передачи знаний.

«Сочетание эстетической и фактологической информации через фильмы, спектакли, книги, приносят ощущение полноты знаний о войне. В век технологий, клипового мышления, только нестандартные подходы к образовательному процессу могут увлечь студентов и погрузить их в историческое прошлое», – подчеркнула замминистра.

Говоря о внедрении нового модуля по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи в образовательный процесс, Елена Дружинина обратила внимание участников Форума на эффективность взаимодействия экспертов, вузовских коллективов и студентов при разработке тематической и методологической основы модуля и отметила важность многосторонней коммуникации в образовательной работе.

«Минобрнауки намерено системно и четко выстраивать систему гражданско-патриотического и нравственного воспитания. <…> Уверена, что сегодняшняя встреча поможет нам реализовать этот непростой, амбициозный и очень важный для будущего нашей страны шаг», – заключила заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина. 

Справочно

Решение о внедрении модуля гражданско-патриотического и нравственного воспитания в образовательный процесс было поддержано Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Государственное задание на разработку учебно-методических материалов модуля выполнял Псковский государственный университет.

Основной задачей модуля является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи на основе сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне. Программа нового образовательного модуля основана на материалах проекта «Без срока давности», реализованного в рамках проведения Года памяти и славы в Российской Федерации. Проект направлен на противодействие фальсификации истории и углубление знаний студентов об исторических событиях.


Студенты-лингвисты помогут сохранить историческую правду о Нюрнбергском процессе

21 Ноября 2020 14:00

На международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга» Минобрнауки России и МИА «Россия сегодня» объявили о старте нового волонтерского проекта «Нюрнберг-75». 

В настоящее время перед учеными-историками стоит задача сохранить историческую правду о событиях времен Второй мировой войны.

Студенты-лингвисты займутся переводом документов и стенограмм Нюрнбергского трибунала для восстановления детальной хронологии событий. Студенты университетов, владеющие на высоком уровне языками оригиналов, будут привлечены в качестве волонтеров. В течение целого года они будут работать над подлинными, не переводившимися ранее документами. 

Для студентов это возможность повысить уровень своих исторических знаний и внести личный вклад в российскую историографию. 



Валерий Фальков встретился со студентами российских вузов на форуме «Уроки Нюрнберга»

21 Ноября 2020 14:52

На тематической площадке Минобрнауки России состоялся открытый диалог со студентами Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова и сенатора Международной ассоциации прокуроров Александр Звягинцева. 

Главной темой дискуссии стало значение Нюрнбергского процесса в общем контексте российской и мировой истории.

«О Нюрнберге много сказано, его значение невозможно переоценить, – сказал во вступительном слове Валерий Фальков. – Это историческое событие выходит далеко за пределы 20 века, по своему масштабу и влиянию на историю человечества».

Валерий Фальков подчеркнул, что на основе Нюрнберга были приняты основополагающие международные документы, в том числе Всеобщая декларация прав человека 1948 года.

«Для понимания роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии Нюрнберг сыграл важный финальный аккорд», – отметил глава Минобрнауки России.

Участники встречи обсудили роль Нюрнбергского процесса в системе высшего образования страны. Валерий Фальков отметил, что знать о подобных мировых исторических событиях, понимать их и анализировать должен каждый студент, вне зависимости от выбранной специальности: «Если вы учитесь на историка, политолога, юриста, вы в равной степени не можете считать себя образованным человеком, если вы не знаете этих исторических фактов, и вы не знаете, как это нужно трактовать». 

Министр также добавил, что в настоящее время в образовательном процессе обязательно должна присутствовать воспитательная составляющая. По мнению Валерия Фалькова, синтез воспитания и образования позволит донести до молодого поколения неискаженный смысл нашего исторического прошлого.

«Мы имели бы совершенно другую историю, если бы не было юридически значимого документа: приговора Нюрнбергского трибунала. Мы должны помнить об этом, передавая из поколения в поколение знания о Великой Отечественной войне. Мы воспитываем молодое поколение и передаем правильную оценку исторических событий», – заключил Валерий Фальков. 

Александр Звягинцев поделился личным опытом исторической и творческой работы с темой Нюрнбергского трибунала, отметив невозможность фальсификации истории в современном мире: «Решение Нюрнбергского суда окончательно и обжалованию не подлежит». 

Он также рассказал студентам о спектакле «Нюрнбергский вальс», поставленной в МХАТе им. М. Горького по его одноименной пьесе и призвал профессорско-преподавательский состав и обучающихся вузов страны посмотреть постановку и поделиться своими впечатлениями. 

В ходе встречи Министра и сенатора со студентами были подведены итоги Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России. В конкурсе, который проводился в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», приняли участие 236 человек их 31 субъекта страны. 

Напомним, Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга» проходит в Москве 20-21 ноября. Крупнейший съезд представителей профессиональных сообществ и общественных организаций приурочен к 75-летию начала Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками. Форум, организованный Музеем Победы, является одним из ключевых событий Года памяти и славы.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Фото: radiosputnik.ria.ru


23.11.2020