Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

90 фактов о Политехе: строительство и первый набор

90 фактов о Политехе: строительство и первый набор

СГТУ имени Гагарина Ю.А. к 90-летнему юбилею начинает цикл публикаций фактов своей истории, которые рассказывают о его становлении, развитии и работе на благо страны.

1. Предполагаемый срок подготовки молодых специалистов был установлен в три года. 16 сентября краевая газета «Поволжская правда» опубликовала первое объявление об условиях и порядке приема в Саратовский автодорожный институт. Откликнулось огромное количество желающих – в 2,5 раза превышающее запланированное число мест. К концу сентября 1930 года было набрано 455 студентов.

1.jpg

2. Расположение новорожденного института, выросшего в последствии в СГТУ, сейчас многих бы удивило. Он находился в самом центре города на пересечении Волжской и Соборной, второй корпус – на пересечении Московской и Радищева.

Новостройка Саратовского автодорожного института намечалась как строительство одного из крупнейших в СССР учебных городков с главным учебным корпусом на 5400 студентов, общежитиями на 300 человек, домами для научных работников на 200 квартир, гаражом на 55 машин, учебно-производственными мастерскими, котельной и пр. Все это так и осталось в планах. Участок на окраине города, выделенный под строительство зданий учебного городка, для этой цели не подошел и потребовал больших дополнительных вложений. В результате начатое было строительство свернули, а директору Евсею Цалихину в апреле 1931 года было объявлено о предполагаемом закрытии института, как не имеющего перспектив для развития.

73.jpg

Руководство края решило принять все меры, чтобы сохранить в Саратове автодорожный институт, и передало ему большое четырехэтажное здание сельскохозяйственного института в центре города. СХИ переезжал в новые здания.

Позднее сотрудники института сами разработали перспективный план развития вуза, в котором предусматривалось строительство новых корпусов в районе 3-й клинической больницы. Осенью 1931 года началось строительство первой очереди институтского городка.

План строительства САДИ разработали сами сотрудники института

3. Начальником строительства был назначен А.М. Македонский. Через институтскую многотиражку «Мотор и дороги» (первоначальное название корпоративной газеты СГТУ «За инженерные кадры») партийная организация обратилась к студентам с призывом помочь в строительстве. Откликнулись 200 человек, которые во внеучебное время развернули на стройке социалистическое соревнование.

Политех строил Македонский

4. В 1932 году, хотя в институте еще не было старших курсов, студенты под руководством своих преподавателей стали выполнять работы, имеющие народно-хозяйственное значение. Так кафедра геофизики выполнила около 300 анализов для проектировавшегося тогда строительства Камышинской плотины. Ведется проектирование дорог к ряду крупных саратовских заводов.

63.jpg

5. В 1933 году бригадно-лабораторную систему преподавания признали неэффективной. Изжила себя и практика коллективных зачетов. Вводятся систематические курсы лекций, усилена лабораторная работа студентов по индивидуальным заданиям.


05.06.2020