Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

90 фактов о Политехе: от автодорожного института к политехническому

90 фактов о Политехе: от автодорожного института к политехническому

СГТУ имени Гагарина Ю.А. к 90-летнему юбилею продолжает цикл публикаций фактов своей истории, которые рассказывают о его становлении, развитии и работе на благо страны.

71. В 1958 году в институте начинают готовить инженеров по специальности «Гироскопические приборы и устройства». Среди первых студентов специальности были П.К. Плотников. Г.М. Проскуряков, В.М. Панкратов, В.М. Варчев, Д.А. Игнатьев. В.М. Михайлов – впоследствии сотрудники института. Спустя несколько месяцев, в мае 1959 года, был создан приборостроительный факультет, который возглавил Б.В. Протасов. На новый факультет тут же передаются кафедры «Физика» «Теоретическая механика». На должность заведующего кафедрой «Теоретическая механика» приглашен кандидат физико-математических наук, доцент B. M. Рассудов. Появляется также новая кафедра «Автоматика и телемеханика» (заведующий – доцент И.И. Кантер). На вечернем отделении факультета начинается подготовка по специальностям «Электровакуумные машины» и «Эксплуатация автомобильного транспорта». На приборостроительном факультете создаются новые лаборатории: «Гироскопические приборы и устройства», «Оборудование движущихся объектов», «Автоматика элементов и устройств и телемеханика». Совместно c Саратовским советом народного хозяйства была оборудована лаборатория промышленной электроники.

В мае 1959 года был создан приборостроительный факультет

72. Новые, хорошо оснащенные лаборатории появляются и на старых факультетах. На базе кафедры «Технология машиностроения» организована научно-исследовательская лаборатория «Автоматизация технологических процессов в машиностроении и резании мeталлов» (научный руководитель — заведующий кафедрой, доцент, к.т.н. С.Г. Редько; заведующий лабораторией — доцент, кандидат технических наук А.И. Гильман). B составе лаборатории велись исследования пo шести направлениям: «Автомотизация металлорежущих станков и автоматических линий», «Резание металлов и режущие инструменты», «Чистовая обработка металлов» и другим.

10.jpg

При кафедре строительных конструкций в 1956 году организовали и оснастили новейшим радиометрическим оборудованием радиохимическую лабораторию. В 1958 году было закончено переоборудование лаборатории по холодному асфальтобетону. В 1959 году открывается отраслевая лаборатория для комплексного решения вопросов повышения качества технологии строительства и эксплуатации дорожных одежд. Министерство высшего образования выделило для оборудования этой лаборатории 1,5 миллиона рублей. Ее работу координировал научно-технический совет под председательством доцента, кандидата технических наук А.С. Еленовича.

73. Однако расширением научно-исследовательской базы развитие института не ограничивалось. Администрация вуза заботилась о быте своих студентов. В октябре 1957 года заселено новое общежитие на 500-600 человек с читальными залами и комнатами отдыха. С октября 1959 года общежития перешли на студенческое самообслуживание. Кроме того, капитально отремонтировали институтскую столовую. От профсоюза студенты имели возможность отдыхать в санаториях и домах отдыха. 

Около 200 человек ежегодно принимал спортивно-оздоровительный лагерь, построенный силами института на Волге около Маркса.

По итогам конкурса вузов Министерства высшего образования СССР нa лучшую организацию быта, режима труда и отдыха студентов в 1959 году коллективу института была объявлена благодарность.

219.jpg

Важным событием конца 50-х годов является открытие в САДИ еще одного нового факультета – энергетического

74. Развитие энергетического направления в конце 50-х годов было насущно необходимым: расширяющаяся промышленность остро нуждалась в снабжении уникальных предприятий (например, завода по выпуску химических волокон) электроэнергией и водяным паром. Нужны были новые, высокопрофессиональные специалисты в этой области. Уже в 1957 году в САДИ открывается специальность «Промышленная теплоэнергетика», производится первый набор студентов. На базе этой специальности создается лаборатория теплотехнических измерений, теплопередачи и теплосиловых установок. В 1958—1959 годах образуются сразу две кафедры энергетического профиля: кафедра «Теплоэнергетика» (заведующий – профессор А.И. Андрющенко) и кафедра промышленной теплотехники и теплогазоснабжения. В 1960 году на базе этих кафедр создается энергетический факультет, который возглавил В.Г. Каширский.

35.jpg

Важным этапом развития энергетического факультета является организация в 1967 году проблемной лаборатории теплоэнергетических установок, которой бессменно руководит профессор А.И. Андрющенко. Основное научное направление лаборатории — разработка принципиальных основ для создания новых высокоэффективных теплоэнергетических установок. 

Работа проблемной лаборатории теплоэнергетических установок заставила весь мир заговорить о саратовской научной школе энергетиков

75. B конце 50-х годов институт явно перерос масштабы автодорожного, превратившись в многопрофильный технический вуз. По инициативе А.И. Андрющенко Саратовский обком КПСС и областной исполнительный комитет при поддержке министра высшего образования СССР профессора В.П. Елютина выступили с ходатайством перед Правительством СССР о преобразовании САДИ в политехнический институт.

15 июля 1960 года Саратовский автодорожный институт был объединен со Всесоюзным автодорожным заочным институтом и на этой базе создан Саратовский политехнический институт.


11.09.2020