Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

75 лет Победы: Василий Борисов – рыцарь неба

75 лет Победы: Василий Борисов – рыцарь неба

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. продолжает цикл публикаций, посвященный студентам и сотрудникам Саратовского автодорожного института, участвовавшим в Великой Отечественной войне и внесшим вклад в победу над фашизмом.

Василий Александрович Борисов родился 30 марта (12 апреля) 1913 года в селе Гора Пневиц (Тверская область). В 1933 году окончил Саратовский авиационный техникум (ранее входил в состав СГТУ), а в 1935 году — Тамбовскую авиационную школу пилотов Гражданского воздушного флота.

Борисов В.А.-2.jpg

Еще до войны в его летной книжке появилась запись: «Налетал без аварий миллион километров, и может пилотировать любой тип самолета». Он мог работать на любом аэродроме в тылу, и в июле 1941 года был назначен командиром эскадрильи спецгруппы Аэрофлота по перегонке самолетов на фронт, но продолжал писать рапорты, чтобы его отправили на фронт, на войну.

Своего Василий Александрович добился в январе 1942 года. Сначала он был командиром звена бомбардировщиков Ил-4 750-го дальнебомбардировочного полка, затем – инспектором-летчиком 2-го Брянского гвардейского бомбардировочного корпуса. За военные годы совершил 284 боевых вылета, бомбил Берлин, Данциг, Кенигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки.

gorizontalka.jpg

С большой теплотой вспоминал о нем Иван Киньдюшев – его друг и штурман в книге «К победным рассветам»:

- Душой экипажа был командир Василий Александрович Борисов. Его часто называли рыцарем неба, а штурман эскадрильи Семен Чугуев дал ему меткое прозвище Царь Борис. Ибо небо для Василия было родной стихией, его царством. Он обладал не только летным талантом, но и имел свой почерк, свойственный пилотам высокого класса. В небе он чувствовал себя как птица.
Борисов стремился как можно полнее использовать тактико-технические данные вверенной ему крылатой машины. Он первым в нашем полку поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Узнав об этом, на аэродром прибыл конструктор Ил-4 Сергей Владимирович Ильюшин. Он долго осматривал машину, ее узлы и, одобрительно отозвавшись о новаторстве летчика, уехал. Командование наградило Василия трофейным мотоциклом. Опыт Борисова стали перенимать и использовать другие летчики полка. Особенно он пригодился им в боях за Сталинград.
Наш командир был парторгом эскадрильи, влиял на окружающих и сослуживцев не только словом, но и личным примером в бою. Он хорошо знал характеры людей, всячески развивал у них чувство дружбы и взаимопомощи. А на войне, в условиях постоянной опасности, это очень и очень важно.

В 1946 году в звании подполковника Борисов был уволен в запас. Первоначально работал в системе МВД СССР. В 1947-1953 годах – возглавил сводный отряд легкомоторной авиации при 501-й стройке. Под его руководством самолеты С-2, По-2, транспортные Си-47, Ли-2, «Боинги», Бе-25, «Бостоны» выполняли аэрофотосъемку, перевозили различные грузы и пассажиров с использованием лыжных и лодочных шасси.

В 1952-1955 годах Василий Борисов был начальником Управления воздушного транспорта «Дальстроя», в 1955-1959 годах — начальником Магаданского авиационного предприятия. В это время он окончил Высшее авиационное училище Аэрофлота в Ленинграде и в 1959 году стал первым начальником московского международного аэропорта «Шереметьево». В 1961 году Василий Александрович был переведен в Заполярье и начал работать в Полярном управлении Аэрофлота. До 57 лет восемь раз летал на Северный полюс и один раз – на Южный. Одним из первых испытал вертолеты Ми-1 и Ми-4. Когда в 1971 году расстался с летной работой, оказалось, что Василий Александрович налетал 15000 часов.

борисов.jpg

Был удостоен званий «Героя Советского Союза» и «Заслуженный пилот СССР», награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Василию Александровичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Лобня».

Василий Борисов умер 20 апреля 1993 года. Похоронен в Лобне на кладбище Киово.

Sukhoi Superjet 100 Аэрофлота «Василий Борисов».jpg

Его именем названа средняя школа № 3, улица в микрорайоне Букино г. Лобни. На площади Победы Салехарда в память о Василии Борисове, отдавшем несколько лет своей жизни округу, установлена памятная плита. В его честь назван девятый по счету самолет отечественного производства «Sukhoi Superjet 100» (бортовой номер RA-89009), полученный компанией «Аэрофлот. Позднее в рамках замены самолетов спецификации «LIGHT» на самолеты спецификации «FULL» его именем был назван самолет с бортовым номером RA-89027.


    


При подготовке материала использована информация сайта http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-4/

 

 

 

 


22.05.2020

Новости СГТУ











все новости...