Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

75 лет Победы: политеховцы в годы Великой Отечественной войны

75 лет Победы: политеховцы в годы Великой Отечественной войны

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. открывает цикл публикаций, посвященный студентам и сотрудникам Саратовского автодорожного института, участвовавшим в Великой Отечественной войне и внесшим свой вклад в победу над фашизмом.

самолет, копия.jpg

22 июня 1941 года германские войска напали на Советский Союз. В первые же дни после судьбоносного объявления по радио студенты и преподаватели Саратовского автодорожного института (САДИ) начали писать заявления с просьбами об их зачислении в ряды действующей армии. Уже 24 июня были призваны на фронт 13 сотрудников, через три дня — 24. 

Прямо с мест летней практики, не возвращаясь домой, воевать отправились 392 студента.

В те времена здание института по постановлению Совнаркома СССР было отдано эвакуированному из Москвы Наркомату авиационной промышленности. Саратовские автодорожники сохранили за собой только подвальные помещения с мастерскими и лабораториями, административная часть временно переехала в здание Сельскохозяйственного института.

Несмотря на то, что многие ушли защищать Родину, вуз продолжил работу, необходимо было не только обеспечить страну профессиональными кадрами, но и помочь тем, кто ушел на войну.

В начале учебного года в САДИ влились коллективы эвакуированных в Саратов Харьковского и Московского автодорожных институтов. Учитывая ситуацию, необходимо было обеспечить порядок не только на фронте, но и внутри страны. На всех предприятиях города и области, а также в институте были созданы отряды народного ополчения и народные дружины.

Первый удар с неба обрушился на Саратов 25 июня 1942 года, германская авиация начала бомбардировки, а уже в сентябре на всей территории Саратовской области было введено военное положение. САДИ не остался в стороне и предложил стране знания и помощь своих преподавателей и студентов.

Под руководством И.И. Прокофьева и заведующего кафедрой производства и ремонта автомобилей Н.С. Решетникова на базе гаража САДИ была создана авторемонтная база Юго-Западного фронта. В институте ремонтировали все, что могли привезти с фронта. Порой не подлежащие ремонту машины собирали в одну и отправляли обратно. 

Это было время, когда на сон отводилось лишь несколько часов, и когда от умений каждого зависела жизнь бойца. Время, когда ошибка стоила ребенку отца, жене — мужа, а матери — сына.

Те, кто не был задействован в гараже, строили оборонительные сооружения на заводах и других объектах Саратова. Их задачей было защитить стратегически важные объекты, чтобы противник не идентифицировал их в качестве цели, а работающие в нем люди могли помогать фронтовикам в тылу, на производстве.

Вручение полку гвардейского знамени, 10 июня 1943 год.jpgсамолет.jpg

В 1942 году в Энгельсе формировался женский авиационный полк под командованием Героя СССР Марины Расковой. В него записались студентки САДИ Галина Жедяевская, Вера Максюшина, Мария Жиркова, Юлия Тюлякова, Лидия Целовальникова и Вера Колесникова. Девчата из полка начинали летать на «кукурузниках» еще без снаряжения и сбрасывали смертоносные грузы на головы врагам своими руками. Красавиц–летчиц фашисты прозвали «Ночными ведьмами». 

Жедяевская 1942.jpgЛидия Михайловна Целовальникова.jpg

Не многие вернулись с фронта, но наши студентки смогли. После победы они успешно закончили институт и получили свои дипломы.

С Саратовским автодорожным институтом связано много фамилий и судеб того времени, и сегодня мы отдаем честь их вкладу, который позволил стране одержать Великую Победу, которую мы празднуем три четверти века.


14.04.2020

Новости СГТУ











все новости...