Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

75 лет Победы: Иван Прокофьев – директор САДИ в военные годы

75 лет Победы: Иван Прокофьев – директор САДИ в военные годы

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. продолжает цикл публикаций, посвященный студентам и сотрудникам Саратовского автодорожного института, участвовавшим в Великой Отечественной войне и внесшим вклад в победу над фашизмом.

Иван Прокофьев родился 14 апреля 1902 года в селе Сабурово Тамбовской губернии. Трудовую деятельность начал в 1915 году рабочим на железной дороге, позже стал телеграфистом. Сохранились сведения, что Иван Прокофьев участвовал в Гражданской войне, в 1920-1929 годах был сотрудником Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). В 1930 году окончил промышленное отделение Саратовского государственного университета и получил специальность инженера-экономиста.

В 1932 году он завершает обучение в аспирантуре СГУ и становится ассистентом кафедры экономики и организации производства Института механизации сельского хозяйства. В 1933 году Иван Иосифович – заместитель директора института по учебной работе, доцент кафедры ремонта машин.

И.И. Прокофьев. 1940 г..jpg

В САДИ он приходит в 1938 году.

Иван Иосифович Прокофьев, кандидат технических наук, профессор, был директором Саратовского автодорожного института в течение 24 лет – почти четверть века (1938-1962 гг.)!

Вступив в должность, он расширил возможности института в подготовке квалифицированных специалистов, начал строительство производственных мастерских, студенческих общежитий, провел освоение 60 гектаров земли под учебно-опытные участки. Практически весь период становления и расцвета саратовского политеха во многом связан с именем Ивана Иосифовича Прокофьева.

Прокофьев И.И. 059.jpg

О том, каким был директор в годы войны, вспоминает Владимир Наливкин, который поступил в САДИ в 1941 году, затем был преподавателем, профессором, заведующим кафедрой, деканом автомеха:

- Нас проведывали преподаватели. Они смотрели, в каких условиях мы живем, беседовали с нами, подбадривали. Сейчас я думаю, что приезжали они так часто по просьбе директора. Его заботу мы чувствовали всегда. Только в ноябре 1941 года мы вернулись назад в институт для учебы.

Прокофьев И.И..jpg

Занятия проходили в холодных аудиториях, здания не отапливались. 

Мы постоянно видели, что во всех подразделениях с утра появляется директор Иван Иосифович Прокофьев. Он внимательно выслушивал все просьбы, особенно по питанию, просьбы о разрешении получить бумагу для написания конспектов. 

И нам выдавались списки нашего архива, часть проектов мы писали на обратной стороне бумаги.

В лаборатории кафедры автомобилей и двигателей. 1 слева директор САДИ И.И. Прокофьев. 1 справа зав. кафедрой Г.К. Бутовский. 1944 г..jpg

В 1942 году по ночам (обычно по немецкой пунктуальности в 11 часов вечера) шли налеты на Саратов, звучали сигналы воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики старались разрушить железнодорожный мост, подшипниковый, авиационный и нефтеперерабатывающий заводы. Вокруг этих заводов обычно по ночам немецкие лазутчики пускали в воздух ракеты, давая наводку авиации. Если им не удавалось выполнить свою задачу, то самолеты, возвращаясь назад на свои базы, сбрасывали на попадающиеся на их пути здания зажигательные бомбы. 

Поэтому на крыше наших учебных зданий и общежития были созданы посты-будки, в которых и рядом с которыми стояли ящики с песком, была вода, клещи, для того, чтобы сбрасывать «зажигалки» с крыш или топить их в воде. 

В воде они продолжали гореть. Лучше всего было засыпать их песком, а самое главное – их надо было сбросить с крыши. С нами был Иван Иосифович. Я часто видел директора, бегущего по лестнице то вверх, то вниз.

В 1942 году я ушел на фронт. Вернувшись после демобилизации из армии в институт, я продолжил учиться на втором курсе (учебные программы теперь были рассчитаны на три года).

Иван Иосифович часто приходил к нам, выступал на партийных собраниях, которые проходили очень бурно. Директор старался побеседовать с каждым вернувшимся с войны фронтовиком. Он заботился о предоставлении жилья всем, кто в этом нуждался.

Прокофьев был очень спокойным, выдержанным, слова его всегда были взвешенными, аргументированными, а действия – мудрыми. В институте его так и прозвали – Иван Мудрый.

Прокофьев И.И. 1950 г..jpg

Многие вспоминали Ивана Иосифовича добрым словом. Под его руководством институту удалось выстоять в годы войны. Он поддерживал науку в вузе, несмотря на тяжелое время, помогал профессорам и преподавателям, студентам, которые внесли значительный вклад в защиту Саратова и других городов. Именно в мастерских и в гараже, которые построили при его руководстве, преподаватели и студенты, оставшиеся в тылу, помогали ковать победу. Он поддержал и группу ученых, разработавших проект внедрения нового типа двигателя, который работает не на бензине, а на газу. Иван Иосифович и сам большое внимание уделял практической научной мысли, не щадил себя, работая так же, как и его коллеги.

В 1960 году научную работу Ивана Иосифовича оценивает Анатолий Андрющенко, который в те годы работал на посту заместителя директора по научной работе: «Большинство выполненных работ имеет практическое значение и внедрены в производство. Работы выполнены в 1932-1936 годах по организации складского хозяйства, инструментального хозяйства и оперативному планированию работы цеха внедрены на саратовском заводе «Универсаль» и саратовском заводе комбайнов. На основании работы по организации производства рембазы № 27 западного фронта, выполненной в 1942 году под руководством Ивана Прокофьева, был создан ремонтный завод в Саратове и успешно защищены кандидатские диссертации».

Награды И.И. Прокофьева.JPG

Профессор Прокофьев был удостоен ряда правительственных наград, в том числе двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «Знак почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


15.05.2020

Новости СГТУ











все новости...