Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

75 лет Победы: Георгий Бутовский — разработчик двигателей на газу

75 лет Победы: Георгий Бутовский — разработчик двигателей на газу

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. продолжает цикл публикаций, посвященный студентам и сотрудникам Саратовского автодорожного института, участвовавшим в Великой Отечественной войне и внесшим свой вклад в победу над фашизмом.

Георгий Константинович Бутовский работал в Саратовском автодорожном институте с 1935 года, в 1940 году получил звание доцента, а в 1963 — профессора. Много и успешно занимался наукой. В основном автомобильными двигателями. 

Первым в Саратове защитил кандидатскую диссертацию по автомобильным двигателям, стал автором одного из первых в СССР учебников по устройству автомобиля. 

Еще до войны он руководил кафедрой «Автомобили и двигатели» и оставался на этом посту более 30 лет.

Георгий Константинович Бутовский (1904 - 1965).jpg

Под его руководством формировался преподавательский и учебно-вспомогательный составы кафедры, создавались учебные лаборатории, развивались научные исследования. Были организованы кабинеты по изучению автомобилей, двигателей, тракторов и их агрегатов, созданы лаборатории по испытанию автомобилей и горюче-смазочных материалов.

20200420_185114.png

Георгий Бутовский в начале Великой Отечественной войны вступил в ряды народного ополчения. Он был назначен одним из руководителей городского штаба МПВО.

Научная деятельность в автодорожном институте не прекращалась. Несмотря на то, что вуз сохранил за собой лишь подвальные помещения с мастерскими, преподаватели и студенты на базе учебного гаража создали авторемонтную мастерскую Юго-западного фронта.

Они не просто ремонтировали автомобили, но и модернизировали их, укрепляли корпус. Какие только машины не приходилось чинить за это время, а ведь от мастерства ребят зависела безопасность бойца, который мог часами ехать на машине сквозь грязь по российским зимним дорогам, разбитым, порой и вовсе едва различимым в лесной глуши. Параллельно велась научная работа.

В 1942 году исследовательский коллектив под руководством Георгия Бутовского приступил к выполнению правительственного оборонного задания – ускоренной разработке газовой топливной аппаратуры для питания саратовским природным газом транспортных двигателей. 

Коллектив кафедры в кратчайшие сроки создал испытательные стенды и лабораторию.

В лаборатории кафедры автомобилей и двигателей. 1-й слева – директор САДИ И.И. Прокофьев. 1-й справа – зав. кафедрой Г.К. Бутовский. 1944 г..jpg

Уже в феврале 1943 года опытный комплект был установлен на автомобиле ЗИС-5, который был заправлен газом из скважины в поселке Елшанка. Результаты этого эксперимента легли в основу нескольких кандидатских диссертаций.

С 1944 года усовершенствованная газовая аппаратура вовсю эксплуатировалась на студдебеккерах, обслуживавших строительство газопровода Саратов-Москва. В 1945 году Георгий Бутовский был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

20200420_185043.png

После окончания войны на кафедре были оборудованы новые учебно-научные лаборатории. В САДИ началась разработка нового научного направления «Саратовский природный газ как моторное топливо». Результаты исследования легли в основы 13 диссертаций, подготовленных под руководством Георгия Бутовского.

За совокупный вклад в науку в 1963 году ему было присвоено ученое звание профессора.


21.04.2020

Новости СГТУ











все новости...