Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

На СГФ подвели итоги студенческой конференции

Городская научная конференция - школа молодых ученых «Современное общество перед лицом будущего: социальные и гуманитарные проблемы»В рамках фестиваля «Гуманитарный мир», организованного социально-гуманитарным факультетом СГТУ имени Гагарина Ю.А., в числе других мероприятий прошла и ставшая уже традиционной городская научная конференция - школа молодых ученых «Современное общество перед лицом будущего: социальные и гуманитарные проблемы». Программа конференции, как и всегда, отличалась разнообразием предлагаемых мероприятий: в нее, помимо работы 9 секций, вошли мастер-классы, дискуссии, круглый стол, дискуссионный клуб. С большим интересом откликнулись на участие в конференции около 200 участников, в числе которых школьники, студенты и преподаватели.

В отличие от проводимых ранее подобных конференций данная внесла в свою работу ряд новых правил. Так, первое пленарное заседание, открывшее конференцию, состояло только из студенческих докладов, авторы которых –студентки социально-гуманитарного факультета Юлия Ливцова (бПСХЛ-32) и Виктория Иванова (ПСХ-41) –продемонстрировали высокий уровень владения научным знанием, творческий подход к изучаемому материалу и мастерство публичного выступления.

Другим важным нововведением конференции стала организация двух конкурсных секций «Философско-культурологическое осмысление проблем гуманитарного и исторического развития» и «Социологические и психологические аспекты гуманитарного развития», победители которых стали участниками итогового пленарного заседания, завершившего работу конференции. Принять участие в этих секциях смогли только те студенты и школьники, доклады которых стали лучшими в заявленных научных направлениях и одержали победу в конкурсе докладов, также проходившем в рамках фестиваля «Гуманитарный мир». Секция «Философско-культурологическое осмысление проблем гуманитарного и исторического развития», проходившая под председательством доцентов Дмитрия Зарова, Ирины Абросимовой и Юлии Быстровой, была посвящена обсуждению важных и актуальных проблем современной психологии, истории, культурологи и философии. Первая участница конкурсной секции Виктория Иванова (ПСХ-4) в своем докладе «Паранаука и ее значение для развития научной парадигмы» показала, что паранаука является той частью научного знания, которая не вписывается в господствующую методологию и оказывает положительное влияние на развитие научного знания.

Денис Скориков (ПМИН-41) увлеченно изложил принцип фальсификации как критерия научности знания. Он подчеркнул, что научное знание имеет ценность, если оно опровергнуто. Это положение вызвало горячие дискуссии.

Проблема исторического пути России была раскрыта Вадимом Кружилиным (бСТЗС-31). По его словам, российская цивилизация в своем развитии реализовала уникальное сочетание восточности и западности, что определило противоречивость в ее развитии. Духовный склад русского народа позволил сосуществовать разным народам в российском обществе, расширять границы российскому государству. В будущем развитии необходимо опираться на идею империи как могучего державного государства.

От проблемы целостности общества секция перешла к обсуждению проблемы целостности и уникальности человека. Маргарита Зеленова (бПСХЛ-11) в своем выступлении обратила внимание на актуальность проблемы в эпоху развития трансгуманизма как совершенствования человека на основе современных технологий. Трансформация человека не должна приводить к потере его уникальности и целостности.

Сергей Фандин (бПИНФ-11) представил результаты собственного исследования актуальности изучения истории современной молодежи, которое он проводил в социальной сети. Конкурсант показал неравнодушие к истории и уровню исторического образования своих сверстников, предложив применять методику быстрого чтения для освоения исторического знания.

Роль истории в развитии молодежи удалось показать Александру Каменщикову (МХТР-11), который вдохновил слушателей рассказом о подвиге капитана легендарного брига «Меркурий» Александра Ивановича Казарского. В мае 1829 года во время войны с Турцией небольшой русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Казарского в неравном бою с двумя вражескими линкорами одержал неслыханную победу, благодаря которой навсегда остался для грядущих поколений славным примером отваги, мужества и героизма. Эту победу изобразил художник Иван Айвазовский на картине «Бриг "Меркурий"», атакованный двумя турецкими кораблями».

Тему искусства продолжила Алена Хватова (ДАРС-31), раскрыв христианский взгляд на символизм в искусстве. Символисты пытались посредством прозрения во время творческого акта прикоснуться к сакральному. Творцов притягивала к себе жажда тайны и мистического откровения. Искусством мистического символизма движут сердца, в которых живет гордыня, страсти, демонизм и жажда самоутверждения. Стремившиеся раскрыть сокровенную символику хотели проникнуть в тайны мироздания, в мистическую красоту Вселенной – «проникнуть к Истине с черного входа». Но с христианской точки зрения путь к истинной духовности - это путь покаяния и смирения, где художник – это инструмент в руках Всевышнего.

Искусство привлекает своей образностью. Из всего многообразия образов Дарья Самсонова (КЛТР-41) обратила внимание слушателей на образ зеркала в культуре барокко. Изображение зеркала является приемом, вводящим дополнительную реальность, которая позволяет провести противопоставление, расширить границы картины.

Границы влияния русской церкви в период опричнины показала Ксения Свиридова (ТГС-41). Конкурсантка изложила сложности взаимоотношения церкви и власти. Принципиальность и компромисс, мужество и слабость, коварство власти и простоту христианского смирения.

Все докладчики показали актуальность и понимание проблемы, неравнодушие к истории Отечества и мировой культуры, глубокую заинтересованность рассмотрения философских вопросов человеческого существования.

Председатели секции с учетом мнения участников секции подвели итоги, назвав лучших выступающих.

Перовое место заняла Дарья Самсонова (СГТУ, КЛТР-41, научный руководитель – к.филос.н., доцент Н.М. Ососкова) за доклад «Образ зеркала в культуре барокко». Второе место присудили Маргарите Зеленовой (СГТУ, бПСХЛ-11, научный руководитель – к.филос.н., доцент И.В. Михель) за доклад «Проблема уникальности и целостности человека в философии» и Александру Каменщикову (СГТУ, МХРТ-11, научный руководитель – к.и.н., доцент Ю.М. Быстрова) за доклад «Подвиг брига «Меркурий»: памятные страницы истории». Третье место поделили Виктория Иванова (СГТУ, ПСХ-41, научный руководитель – к.филос.н., доцент М.А. Ромащенко) за доклад «Паранаука и ее значение для развития научной парадигмы», Денис Скориков (СГТУ, ПМИН-41, научный руководитель – к.филос.н., доцент Д.И. Заров) за доклад «Принцип фальсификации в контекстах научного исследования» и Алена Хватова (СГТУ, ДАРС-31, научный руководитель – к.филос.н., доцент Н.В. Довгаленко) за доклад «Христианский взгляд на символизм в искусстве».

Конкурсная секция «Социологические и психологические аспекты гуманитарного развития» содержала более десяти докладов студентов социально-гуманитарного факультета и учащейся гимназии г. Саратова. Виктория Паранина подняла на повестку дня проблему социального сопровождения детей с заболеванием ДЦП. Технология мультипликации была предложена как эффективная при решении социальных проблем коммуникации и эмоциональной сферы детей с заболеванием ДЦП. Екатерина Карабанова выступила с докладом «Гениальное просто! Осторожно, мысли», в котором с применением интерактивных упражнений продеманстрировала последствия наших мыслей. Все участники и гости секции потренировались формировать позитивное мышление. В атмосфере научной рабости и позитивного настроя был заслушан следующий доклад. Максим Топланов предложил разобраться в преимуществах и недостатках социальных сетей. Перед аудиторий была проиллюстрирована тренинговая игра «Конфликт поколений».

Яна Алексеевская выступила с сообщением о проблеме стигматизации учащегося в классе. Было рассмотрено понятие булинга, раскрыты последствия стигматизации учащегося в коллективе. Помощь в дестигматизации может оказать школьный психолог и социальный педагог. После доклада дискуссия развернулась о потенциальной возможности стигмы для развития личностных качеств, о пользе борьбы со стигмой как личностном росте.

Выступление Надежды Лупач и Юлии Чунихиной познакомило присутствующих с экстремальными видами спорта. Например, слэклайнинг (ходьба по канату над высотой) признан самым экстремальным видом спорта. Мировой рекорд в нем был установлен Кристианом Шу, который прошел по канату, натянутом на высоте трех Эйфелевых башен.

Ученица гимназии № 3 Вера Шепелева рассказала о различных видах молодежных субкультур. Доклад состоял из теоретической части и практической: собственного исследования о включении в субкульутрные движения и возможных переходах в другие молодежные группы.

Юлия Мосина подняла проблему смены статуса детства и повседневности мира ребенка. Отсутствие детских площадок, смена распорядка дня в детских садах, уменьшение доли групповых сюжетно-ролевых игр в повседневности дошкольника негативно влияют на становление паттернов взаимодействия.

Доклад Сюзанны Матевосян «Эффективность черного юмора в рекламе» погрузил участников секции в анализ скрытых психологических приемеов маркетологов. Юмор в рекламных видеороликах и в особенности, черный юмор, имеет двоякое влияние на покупателя. Аудитория также вспомнила, что использование черного юмора в российской рекламе запрещено.

Полина Иванова подняла вопрос о социально-психологической адаптации лиц с психическими нарушениями в специалихированных интернатах. Одним из самых опасных явлений был назван синдром госпитализма, поэтому существует острая потребность в поиске оптимальных способов преодоления этого синдрома у пациентов психоневралгического интерната.

Ирина Киргизова в своем выступлении проанализировала влияние музыки на процесс развития личности.

Завершила секцию Валентина Бутковская, которая дала практические советы по нейтрализации уличных хулиганов и маньяков. Таким образом, конкурсная секция раскрыла не только актуальные социальные и психологические проблемы общества, но и оказалась интерактивной и даже развлекательной по контенту: участники танцевали, смотрели мультфильмы, рекламные ролики, ели конфеты.

В результате работы конкурсной комисси жюри отобрали три лучших выступления на дальнейший конкурс научных работ: доклады Виктории Параниной, Полины Ивановой и Веры Шепелевой.

Заседание секции № 3 «Философские проблемы развития человека, природы и общества» прошло под председательством доцентов Натальи Довгаленко и Галины Епифановой, секретарем выступила аспирантка Е. Грачева.

Научную работу секции отличала свободная атмосфера дискуссии, хороший теоретический уровень докладов (некоторые из которых были представлены в виде презентаций), актуальные вопросы, глубокий интерес к проблемам философии и науки.

Тематика выступлений была очень широкой. Затрагивались вопросы философии языка и поэтического слова, научные проблемы «начала» Вселенной и сингулярности, социальные вопросы духовного развития восточных славян, саморазвития личности и факторов ее формирующих. Особый научный интерес вызвали доклады Д. Сычевой «Проблема духовности восточных славян» (бИНВТ-21) и Н. Каляевой «Проблема начала Вселенной» (бАРХТ-31) и другие.

В заключение комиссия подвела итоги и были выявлены победители. Первое место присудили Т. Карабалинову (СГТУ, бПМИН-31, научный руководитель – доцент И.В. Комкова) за доклад «Эволюционно-генетическая гипотеза становления этики». Второе место поделили Д.А. Чепурная (СГТУ, бСОЦЛ-21, научный руководитель – доцент А.А. Ромащенко) за доклад «Поэтическое слово и пустота» и Н. Каляева (СГТУ, бАРХТ-31, научный руководитель – доцент Н.В. Довгаленко) за доклад «Проблема начала Вселенной». Третье место присудили Д.М. Сычевой (СГТУ, бИНВТ-21, научный руководитель – профессор И.В. Стеклова) за доклад «Проблема духовности восточных славян».

Доклады, представленные на секции «Актуальные проблемы истории культуры и мировой цивилизации», проводимой под председательством доцентов Н.Ю. Востриковой и Д.А. Слюзовой, отличались многообразием проблем, исторических периодов и регионов исследований. Они отразили и культурологические вопросы, как например, выступление А.А. Нестеровой (СГТУ, бПИНФ11) «"Последний день Помпеи" Карла Брюллова – "Русской кисти первый день"», в котором были раскрыты малоизвестные сюжеты, связанные с этим выдающимся произведением русской живописи XIX века.

Очень ярко и зримо прозвучала тема трагедии и героизма в условиях мировых и локальных войн XX века в докладах Д.Ю. Дорош, А.А. Травнова (СГТУ, бТТПР21) «Николай II и его роль в Первой мировой войне (исторический портрет)», И.А. Потапова (лицей ЛО СГТУ, 10А класс) «Забытые подвиги русских солдат. Первая мировая война», З.М. Ивахненко и И.К. Рудых (СГТУ, бТТПР12) «Афганская война».

Драматические страницы фашистской политики геноцида еврейского народа были освещены в сообщении Н.Г. Белобрыкиной и В.А. Капрова (СГТУ, бТТПР12) «Холокост: как это было».

Никого из участников конференции не оставили равнодушными материалы о чудовищных опытах, проводившихся в немецких концлагерях в период второй мировой войны, о которых рассказал А.А. Дубгорин (СГМУ, 1 курс, 1 группа, леч. факультет) в докладе «Врачи и их преступления против человечества в нацистской Германии».

Все докладчики сопровождали свои выступления презентациями, а в ряде случаев и сюжетами из документальных фильмов, в том числе по проблемам военной истории. Следует отметить, что большинство тем стали предметом дискуссий и неоднозначных мнений слушателей.

Особый интерес вызвал доклад И. Кочкина (СГТУ, бТППР12) «Николай I в представлении иностранных путешественников», который свидетельствовал о скрупулезном исследовании автором исторических первоисточников. Это способствовало достаточно высокому научному уровню представленной работы. Она заслуженно заняла I место, по мнению участников конференции и руководителей секции. Второе место получили доклады А.А. Нестеровой и А.А. Дубгорина. Третье – доклады И.А.Потапова И.А., а также Н.Г. Белобрыкиной и В.А. Капрова.

В работе секции «Проблемы культурологии: аспекты теории и практики», проходившей под председательством доцентов В.В. Кирюшкиной и Н.М. Ососковой, приняло участие 6 докладчиков. Все доклады сопровождались мультимедийными презентациями. Вопросы слушателей демонстрировали заинтересованность аудитории в интересном и многообразном поле культурологической проблематики. Особенно оживленную дискуссию вызвали темы, посвященные вопросам различных практик современной культуре, таким как «Трансформация семьи в современных условиях» (доклад Риммы Саакян), «Мифологическая традиция в современной игровой индустрии» (доклад Анастасии Ефимовой).

Итоги заседания секции следующие: первое место присудили А. Ефимовой (СГТУ, КЛТР-41, научный руководитель – доцент В.В. Кирюшкина) за доклад «Контент-анализ мифологической традиции в современной игровой индустрии», второе место заняла Т. Архиреева (СГТУ, КЛТР-41, научный руководитель – доцент Н.М. Ососкова) за доклад «Символика и условность в искусстве пекинской оперы», третье место присудили А. Молофеевой (СГТУ, КЛТР-41, научный руководитель – Н.В. Тищенко) за доклад «Архетип Дома в фильме А. Тарковского «Зеркало».

Психологическое направление работы конференции было представлено двумя секциями. В секции «Социально-психологические аспекты развития личности», прошедшей под председательством доцентов О.Г. Грачевой и С.В. Кузнецовой, приняло участие 9 докладчиков.

Темы, представленные в докладах участников, как и всегда, не оставили равнодушными присутствующих. Так, среди наиболее актуальных и обсуждаемых стали проблемы гражданского брака и отношения к нему современной молодежи (доклад А. Масловой «Популярность гражданского брака и отношение к нему в молодежной среде»), проблемы воспитания приемных детей и насилия над ними (доклад И. Киргизовой «Насилие над приемными детьми в ходе воспитания»), проблемы современных жизненных установок и ценностных ориентаций (доклады В. Бугаевой «Жизненные установки: жизнь по собственным правилам», Н. Васильевой «Ценностные ориентации студентов помогающих и рыночно-ориентированных профессий», С. Джумагалиевой «Издержки представлений о здоровом образе жизни: анорексия и булемия»).

После подведения итогов были оглашены победители. Первое место заняла Н. Васильева (СГТУ, ПСХЛ-41, научный руководитель – доцент Е.Н. Барябина) за доклад «Ценностные ориентации студентов помогающих и рыночно-ориентированных профессий», второе место – А.А. Маслова (СГТУ, ПСХЛ-31, научный руководитель – доцент С.В. Кузнецова) за доклад «Популярность гражданского брака и отношение к нему в молодежной среде» и третье место – И.В. Абрамчук и М.С. Безобразова (СГТУ, ПСХЛ-12, научный руководитель – доцент Е.М. Семёнова) за доклад «Воздействие музыки на психику человека».

В секции «Актуальные социально-психологические проблемы в современном обществе», проходившей под председательством доцента А.А. Шадриной и ассистента И.Н. Старик, приняло участие 11 докладчиков, в числе которых были и школьники. Вопросы, поднятые участниками секции, вызвали живой интерес аудитории, а каждый заслушанный доклад, заканчивался дискуссией.

Среди проблем, поднятых участниками, особый интерес вызвали проблемы, связанные со здоровьем современного человека. В этой связи наиболее актуальными стали доклады учащихся лицея № 3 имени А.С. Пушкина О. Байненковой и Д. Мальцевой «Влияние ГМО на здоровье человека», а также Т. Михайловой  и В. Корниенко «Влияние фактора переутомления на здоровье школьника».

Психическое здоровье личности обсуждалось в работах П. Ивановой «Половые извращения и их влияние на общество и психологическое здоровье личности», В. Сучковой «Психология цвета», Е. Карасевой «Конфликт поколений».

Особый интерес вызвало выступление Г. Маслова, посвященное актуальной проблеме работающих студентов. Георгий дал практические советы, как можно совмещать учебу и работу.

Призовые места распределились следующим образом. Первое место присудили О. Байненковой и Д. Мальцевой (лицей № 3 имени А.С. Пушкина, 9А класс, научный руководитель – Е.В. Иноземцева) за доклад «Влияние ГМО на здоровье человека», второе место завоевал доклад В. Сучковой В. (СГТУ, ИФСТ-21, научный руководитель – доц. А.А. Шадрина) «Психология цвета», третье место поделили Т. Михайлова, В. Корниенко (лицей № 3 имени А.С. Пушкина, 9А класс, научный руководитель – Е.В. Иноземцева) за доклад «Влияние фактора переутомления на здоровье школьника» и Г. Маслов (СГТУ, ПСХ-41, научный руководитель – доцент А.А. Шадрина) за доклад «Проблемы работающих студентов».

Помимо секционных заседаний живой интерес аудитории вызвали и другие мероприятия, проходившие в рамках конференции. Таким мероприятием стало заседание дискуссионного клуба, посвященное теме «Человек перед лицом будущего: сверхчеловек или киборг», с просмотром отрывков художественных фильмов «Суррогаты», «Я – робот», организованное и проведенное доцентом Г.В. Епифановой.

Участниками заседания стали студенты различных специальностей СГТУ имени Гагарина Ю.А. Они активно участвовали в обсуждении, ставили и отвечали на вопросы о проблеме взаимоотношения человека и техники, о перспективах дальнейшего научно-технического прогресса и его гуманитарного аспекта. Обозначив для себя, что есть техника и какую роль она сейчас играет в обществе, студенты единогласно пришли к выводу, что не хотели бы полностью подчинять свою жизнь только искусственной среде. Как отметила студентка бСТЗС-32 Дарья Гришанина, сейчас под воздействием технического развития человек становится роботизированным существом, используя различные технические приспособления типа слуховых аппаратов, имплантов и т.д., позволяющих человеку не просто решать проблемы со здоровьем, но и даже превосходить других людей. Поэтому мы уже сейчас должны думать о будущем человека, о том, как в динамично изменяющемся мире, мире технологий человеку, сохраняя динамику развития науки и технологий, не стать биомашиной, но остаться человеком.

Дискуссия развивалась очень динамично. В завершение заседания студенты внесли предложения для тематик новых встреч.

Кроме того, студенты-психологи 1 курса стали участниками занимательной дискуссии «Философия: урок выживания», организованной доцентом И.В. Михель. В ходе дискуссии обсуждались важнейшие философско-религиозные и социально-нравственные вопросы, проблемные ситуации, обозначенные в одноименном фильме. Дискуссия сопровождалась просмотром отрывков из кинофильма «Философы: урок выживания» и проводилась в рамках игры со студентами, чья активность была в итоге поощрена автоматическим проставлением зачета по модулю «Философия». На дискуссии присутствовал в качестве участника-наблюдателя декан социально-гуманитарного факультета, профессор Д.В. Михель. Студенты, принявшие участие в дискуссии, выразили огромную благодарность организаторам конференции.

Большой интерес вызвал и организованный доцентами кафедры «Психология» Е.М. Семеновой и А.А. Шадриной, а также студентами-психологами 3 и 4 курсов мастер-класс «Тайны вашей личности». В нем приняли участие более 50 заинтересованных лиц, в числе которых студенты различных направлений обучения СГТУ, учащиеся ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А., а также школьники. Учителя, сопровождавшие своих подопечных, также проявили живой интерес к мероприятию и вместе с учениками прошли все предлагаемые методики. Участники мастер-класса были поражены точности трактовок особенностей личности, которые были даны организаторами мероприятия. Пройдя известные проективные методики, участники узнали даже те особенности своей личности, о которых не догадывались ранее.

Конференция закончила свою работу заключительным Пленарным заседанием, на котором главными действующими лицами стали студенты - победители двух конкурсных секций. Доклады всех участников заседания отличались глубиной анализа, логичностью структуры, теоретической и практической значимостью. Сами авторы продемонстрировали действительную погруженность в исследовательскую проблему, умение поддерживать дискуссию и отвечать на вопросы аудитории, мастерство публичного выступления. Конкурсной комиссии, в числе которых были начальник управления исследований в области образования и науки С.В. Папшев, декан социально-гуманитарного факультета Д.В. Михель, заместитель директора ИСПМ В.В. Печенкин, доценты социально-гуманитарного факультета Д.И. Заров, И.А. Абросимова, пришлось выбрать лучших из лучших. В итоге победителем была признана студентка бПСХ-31 Полина Иванова с докладом «Социально-психологические аспекты адаптации лиц с психическими нарушениями» (научный руководитель – профессор О.Н. Потапова). Второе место присудили Виктории Шепелевой, ученице 10А класса МОУ «Гимназия № 5» (научный руководитель – И.В. Базанова) за доклад «Подросток в субкультурном пространстве». За третье место был награжден студент МХРТ-11 Александр Каменщиков (научный руководитель – к.и.н., доцент Ю.М. Быстрова) за доклад «Подвиг брига «Меркурий»: памятные страницы истории». Победители были награждены грамотами и ценными подарками.


07.04.2014

Новости СГТУ











все новости...