Закону сохранения материи исполнился 261 год

16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» или - закон сохранения материи.

Ученый-энциклопедист (физик и астроном, историк и филолог), он был также выдающимся химиком своего времени. В Санкт-Петербургской академии наук он официально занимал должность профессора химии.

Длительное время Ломоносов добивался открытия при академии специальной химической лаборатории, без которой было невозможно проведение даже элементарных научных опытов. Благодаря его настойчивости лаборатория, в конце концов, была создана и, таким образом, возникла база для осуществления эпохального научного открытия - «всеобщего естественного закона», известного также как «закон сохранения материи». Его обоснование было впервые дано в письме Ломоносова от 16 июля 1748 года, адресованному великому математику Леонарду Эйлеру.

Там, в частности, говорилось: «Не все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Открытый Ломоносовым закон получил более полное обоснование в его работах: «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760). Обе эти работы были опубликованы на латинском языке и получили известность далеко за пределами России.

16.07.2009