Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Завершила свою работу школа молодых ученых

Региональная научная конференция - школа молодых ученых «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук»Завершила свою работу традиционно проводимая социально-гуманитарным факультетом СГТУ имени Гагарина Ю.А. региональная научная конференция - школа молодых ученых «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук». Количество и разнообразие проводимых в рамках конференции мероприятий, актуальность, исследовательская глубина и высокий уровень докладов участников, атмосфера живых дискуссий, серьезный исследовательский интерес к обсуждаемым темам, - все это отличает прошедшую на СГФ конференцию.

В рамках конференции «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук» прозвучало 145 докладов, среди которых большая часть приходится на студентов, магистрантов и аспирантов СГТУ имени Гагарина Ю.А., СГМУ имени В.И. Разумовского, ППК СГТУ и других вузов и ссузов, а также учащихся школ города Саратова (МАОУ «Гимназия № 1», МОУ СОШ № 34 с углубленным изучением предметов, лицей № 15, МОУ СОШ № 72, МОУ «Гимназия № 58», МОУ СОШ № 102), прошли мастер-классы, тренинг, открытая видеолекция, круглый стол, состоялось заседание дискуссионного клуба.

Традиционно конференция началась пленарным заседанием, на котором с приветственным словом и пожеланиями научных успехов участникам выступили заместитель директора ИСПМ, профессор Виталий Печенкин, декан СГФ, профессор Дмитрий Михель и заместитель председателя оргкомитета, доцент Дмитрий Заров.

Региональная научная конференция - школа молодых ученых «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук»Доклады на пленарном заседании отличались разнообразием и оригинальностью, но при этом имели непосредственное отношение к современным социально-гуманитарным проблемам. Особый интерес вызвал доклад гостьи из Майкопского государственного технологического университета, профессора А.В. Сиюховой об этнокостюме как концепте современного культурсоциологического знания. В докладе доцента кафедры истории отечества и культуры СГТУ имени Гагарина Ю.А. художественные иллюстрации рассматриваются в аспекте культурологического источника. Доцент кафедры философии Д.И. Заров затронул в своем выступлении крайне актуальную проблему формирования личности в условиях социальных катаклизмов. Широкий интерес у аудитории вызвал и доклад доцента кафедры философии Г.В. Епифановой, посвященный архетипическим образам одушевленной природы в сознании русского народа.

Работа секционных заседаний продолжалась два дня. В первый день состоялось заседание шести секций. Секция № 1 «Антропология: биокультурные и социальные проблемы» работала под председательством профессора кафедры САС Д.В. Михеля и доцента кафедры ФЛС А.А. Ромащенко и была представлена 10 докладами. Участники секции – студенты направлений «Психология», «Социология», «Социальная антропология». Все доклады сопровождались презентациями. Особенностью секции было участие в ней двух приглашенных экспертов, специалистов в области биокультурной антропологии: заведующего кафедрой анатомии человека Ульяновского государственного университета, д.м.н., профессора Р.М. Хайруллина и профессора кафедры анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского, д.м.н. А.А. Зайченко.

Эксперты приняли участие в обсуждении всех докладов, что придало работе секции весьма высокий научный уровень. Наиболее успешными признаны следующие доклады:

  • 1 место – Ксения Сорокина (СГФ, ПСХЛ-32), «Неандертальцы: образ жизни и культура» (научный руководитель – профессор кафедры САС Д.В. Михель);
  • 2 место – Дарья Сафонова (СГФ, ПСХЛ-32), «Австралопитек анамский» (научный руководитель – профессор кафедры САС Д.В. Михель);
  • 3 место – Софья Лебедева (СГФ, СОЦЛ-41), «Субкультурная символика в практиках саморепрезентации» (научный руководитель – профессор кафедры САС Д.В. Петров).

Секцию № 2 по философским проблемам развития человека и общества вел доцент кафедры философии Дмитрий Заров, который задал ориентиры работы. На секции также присутствовали доценты Ирина Абросимова и Елена Зарова.

Первый доклад был сделан аспиранткой кафедры философии Екатериной Шикуновой «Идентификационные характеристики человека как субъекта общественного процесса». Она подчеркнула, что действительный субъект развития должен иметь высокий уровень пассионарности, осознавать цели развития общества, в своей деятельности опираться на историческую память.

Основная часть докладов была подготовлена студентами СГТУ под руководством преподавателей кафедры философии. В докладах было показана роль философии в формировании сознания молодежи, связь философии с разными сферами бытия человека. Например, Ирина Левина подчеркнула связь поэзии и философии, а Мария Гуфарова изложила необходимую связь политики и философии.

Наиболее остро была поставлена проблема познания разума, сознания и бессознательного (Анатолий Орлов, Раскали Гумаров, Ирина Киргизова). В докладах были раскрыты научно-практические аспекты этой проблемы, такие как осознание бессознательных ошибок, формирование творческого сознания людей с ограниченным мировосприятием (слепоглухонемых). Дальнейшее развитие данной проблемы получило в докладах Андрея Осипкова и Александра Черемшанцева, которые осмыслили возможности создания искусственного мышления.

Не перестает быть актуальным обращение к философскому наследию мыслителей древности, в частности, Конфуция и Платона. Особое значение для современности имеют этические аспекты их философии, что было подчеркнуто в выступлениях Алины Гуськовой, Алексея Мурыгина и Алексея Белугина. Этическая тема была подхвачена Виктором Акимовым и Глебом Родионовым, которые рассмотрели информационные технологии в контексте категорий добра и зла. Молодые ученые обратили внимание, что информация, запущенная в сеть Интернет, может иметь непредсказуемые последствия. Человек теряет возможность контролировать пути распространения этой информации. Она лишается личностного характера и разрушает этические контексты деятельности современного человека.

Наиболее оригинальными были выступления Евгении Андреевой о возможности существования этнического оружия в современном обществе. Развитие современных технологий позволяет учитывать генетические особенности людей и использовать знание данных технологий деструктивно. Л. Сердюкова высказалась об исторических метаморфозах эволюции человека, которые привели к появлению современного вида человека.

Все доклады вызвали отклик слушателей. Студенты высказывали собственные авторские интерпретации понимания озвученных проблем. Дискуссии продолжались долгое время: увлеченность научной проблематикой захватила и студентов, и преподавателей. В итоге были названы лучшие участники секции, не только по содержанию докладов, форме выступления, но и участию в дискуссиях:

  • 1 место – Е. Таран (СГТУ, б4ТПЭН31, научный руководитель – профессор Ю.М. Дуплинская), «Игра как культурно-историческая универсалия»;
  • 2 место поделили два доклада: А.А. Осипков, А.П. Чермашенцев (СГТУ, ИФСТ31, научный руководитель – доцент Е.Д. Зарова), «Может ли машина мыслить: к вопросу о возможностях искусственного интеллекта» и А. Орлов (СГТУ, б4ТПЭН31, научный руководитель – профессор Ю.М. Дуплинская), «Феномен ошибки (по З. Фрейду)»;
  • 3 место было разделено между тремя докладами: Левина И. (СГТУ, САУП-31, научный руководитель – доцент И.В. Комкова), «Философия и поэзия»; Р. Гумаров (СГТУ, сРСК-31, научный руководитель – доцент И.А. Абросимова), «Проблема становления творческого сознания в условиях ограниченного мировосприятия» и Л. Сердюкова (СГТУ, б4ТПЭН-31, научный руководитель – профессор Ю.М. Дуплинская) «Антропология в аспекте неотении».

Тематика докладов, представленных в секции № 3 «Актуальные проблемы российской истории», работавшей под председательством доцента Н.Ю. Востриковой (зам. председателя – доцент И.Ю. Булкин, доцент Д.А. Слюзова), отличалась разнообразием. Особый интерес вызвали героические эпизоды военной истории Отечества. Выступления А. Каменщикова (ИнЭТМ, бМХРТ11, научный руководитель – доцент Э.В. Костяев) на тему «Подвиг брига «Меркурий» в 1929 году» и О. Пименовой (ИнЭТМ, бУПТС11, научный руководитель – доцент Н.Ю. Вострикова) на тему «Легендарные крепости в истории России» были чрезвычайно эмоциональными и вызвали взволнованную реакцию слушателей. Подобные сообщения способствуют формированию чувства гордости у молодого поколения величием военных и нравственных побед наших предков. Следует отметить достаточно глубокий теоретический уровень выступления А. Прошиной А. (СГФ, бДОКМ11, научный руководитель – доцент Н.Ю. Вострикова) на тему «Гражданская война: быть или не быть» о дискуссионных аспектах и различных исследовательских позициях ученых, занимающихся данной проблемой. На секции также были заслушаны и обсуждались работы по историческому краеведению, в том числе студента Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского М. Гущина (научный руководитель – ассистент В.В. Суворов) на тему «Шмидты – немецкие предприниматели в Саратовской губернии», в которой были освещены неизвестные факты о роли одной из семей немцев-колонистов в развитии экономики нашего региона на различных исторических этапах. Несомненным достоинством доклада учащегося 11 класса МОУ «СОШ № 72» А. Вачинича (научные руководители: Н.А. Плешкевич и Ю.В. Вдовенко) на тему «История и судьбы» стал самостоятельный поиск и анализ исторических первоисточников – архивных документов, что позволило автору последовательно проследить судьбу одной из немецких семей на фоне истории России в ее самые драматичные периоды. Все участники конференции подготовили информативно насыщенные мультимедийные презентации по своим докладам.

Секция № 4 «Общество и политика: социологический анализ» прошла под председательством доцента кафедры САС А.Е. Колобовой (сопредседатель ndash; учитель гимназии № 1 Саратова Е.В. Черновой, секретарь секции – доцента кафедры САС А.П. Новиков).

В работе конференции принял участие 31 докладчик, в том числе 2 преподавателя, 1 учитель, 6 школьников и 22 студента. В рамках секции было заслушано 9 выступлений, 4 из которых представили школьники.

Темы докладов как всегда поражали своим разнообразием и актуальностью: от молодежных субкультур, проблем толерантности и терроризма до проблем власти и общества в разных аспектах. Всего в работе секции приняли участие студенты 4 факультетов СГТУ имени Гагарина Ю.А.: ЭФ, МФПИТ, ФЭМ и ИнТЭМ, а также школьники 3 учебных заведений: гимназии № 1, лицея № 15 и МОУ СОШ № 34.

В окончании работы секции были подведены итоги, а также проведен конкурс докладов:

  • 1 место – Дмитрий Зоткин (СГТУ, ЭУТ-51, научный руководитель – доцент А.Е. Колобова), «Проблема сноса лодочных станций в г. Саратове в аспекте взаимоотношений власти и общества»;
  • 2 место поделили Анастасия Крецул, ученица 11 класса МАОУ «Гимназия № 1», научный руководитель – учитель истории и обществознания Е.В. Чернова), «Фурри как молодёжная субкультура» и Анастасия Шаронова (ученица 11 класса МАОУ «Гимназия № 1», научный руководитель – учитель истории и обществознания Е.В. Чернова), «Соотношение понятий «нормы» и «отклонения»;
  • 3 место – Никита Быстров и Артем Густов (ученики 9 класса лицея № 15, научный руководитель – А.С. Надеждина), «Мифы социологии в исторической ретроспективе».

В рамках работы секции № 5 «Социальная политика и социальная работа в современной России» выступило более 10 участников. Карина Нетолеева представила сообщение о гендерном распределении женских и мужских ролей в фокусе семенных отношений. Ученик гимназии № 58 Дмитрий Чернецов представил результаты авторского исследования о разнице представлений о семейной жизни старшеклассников города и села. Вопрос современной системы ценностей молодежи были поднят студенткой Ольгой Шестаковой. Докладчица продемонстрировала современный социальный портрет молодежи и основные ценности, сформированные благодаря СМИ и политике государства у молодого поколения. Гендерную тематику продолжила Ольга Нефедина, рассуждавшая о причинах несоблюдения правил дорожного движения в России, о предпочтениях в выборе транспортного средства мужчинами и женщинами. Доклад Анны Шамардиной поднял актуальную на сегодня тему молодежного активизма как катализатора позитивных изменений в обществе. Выступление продемонстрировало высокую значимость редко применяемых сегодня на практике акционистских и партисипаторных исследований, являющихся по сути одной из форм гражданского общества. Антропологические теории и методы исследования позволили Римме Колгановой презентовать свое социальное по тематике исследование стратегий подаяний и попрошайничества в России. Дискуссия после выступления отразила гражданскую причастность участников и гостей к данной проблематике и желание определить уровень безопасности в условиях различной реакции на уличных попрошаек. Гендерная тематика явилась рефреном для этой секции. Татьяна Семченко выступила с докладом «Гендерная социализация молодежи на примере Twitter-культуры», продемонстрировав отражение к социальной сети популярных гендерных дисплеев маскулинности и феминности. Другое сообщение с учетом гендерной специфики в практической деятельности специалистов по социальной работе было озвучено Ангелиной Овчинниковой. Социальным по проблематике также был доклад Светланы Клемешевой, рассказавшей участникам секции о недостатках и возможностях правового законодательства в отношении работающих несовершеннолетних. Сопредседатели секции Екатерина Пашинина и Татьяна Камаева подвели итоги общей дискуссии и наметили направления для будущих научных исследований участников, а также развития уже проведенной выступающими аналитики отечественных проблем социальной работы и социальной политики.

В ходе работы секции № 6 под председательством доцентов кафедры ИОК Н.М. Ососковой, О.И. Соколовой, С.А. Станиславской  было заслушано 14 докладов. Проблемы, поднимаемые выступающими, актуальны, так как касались особенностей развития культуры и речевой коммуникации в сфере социальных и гуманитарных наук. Круг участников был представлен разными возрастными группами: ученица 8 класса гимназии № 58, студенты 1 курса СГТУ (группы ПСХЛ-11, ПСХЛ-12, бРКЛМ-11, бИКТС-11), аспиранты и магистранты направления «Культурология», студент 1 курса СГМУ. Выступления вызвали живой интерес участников, было задано много вопросов. Все доклады сопровождались презентациями, что способствовало убедительности представленных идей в выступлениях докладчиков.

В итоге проведения работы секции были выделены лучшие выступления:

  • 1 место – Ксения Шевченко (СГТУ, бИКТС-11, научный руководитель – к.филол.н., доцент О.И. Соколова), «Способы манипуляции покупателем в речевом поведении продавцов-консультантов разного типа»;
  • 2 место – Екатерина Карабанова (СГТУ, ПСХЛ-12, научный руководитель – к.филол.н., доцент С.А. Станиславская), «Происхождение русских фамилий (на материале фамилий студентов группы ПСХЛ-12)»;
  • 3 место – Наталья Сульженко (СГТУ, бРКЛМ-11, научный руководитель – к.филол.н., доцент О.И. Соколова), «К вопросу о влиянии современных соцсетей на речь студентов».

Работа секций продолжилась и 22 ноября.

Научную работу секции № 7 «Человек и культура: опыт философского осмысления» под сопредседательством доцентов кафедры ФЛС Н.В. Довгаленко и Г.В. Епифановой отличала свободная атмосфера дискуссии, хороший теоретический уровень докладов, большинство из которых были представлены в виде презентаций, актуальные вопросы, глубокий интерес к проблемам философии и науки.

Тематика выступлений была очень широкой. Затрагивались вопросы трансгуманизма и перспектив дальнейшего развития человека (студентка К. Макарова), ценностных оснований существования личности в современном мире (студенты К. Крюкова, В. Грушенков, А. Тырышкин), проблема связи идей религиозного, философского знания и искусства (студенты Д. Коваленко, А. Хватова). Дискуссию вызвали вопросы соотношения религиозного и светского в судьбе развития русской цивилизации (студенты В. Васильев, В. Кружилин, Г. Толстиков). В итоге места распределились следующим образом:

  • 1 место – М. Гущин (СГТУ, бИКТС-31, научный руководитель – доцент И.А. Абросимова), «Трансформация человека в виртуальной реальности»;
  • 2 место поделили К. Макарова (СГТУ, б4ТПЭН-31, научный руководитель – профессор Ю.М. Дуплинская), «Трансгуманизм и перспектива дальнейшей эволюции человечества» и Д.А. Коваленко (СГТУ, АРХТ-31, научный руководитель – доцент Н.В. Довгаленко), «Идея деконструкции в живописи и архетиктуре XX в.»;
  • 3 место – В.Ю. Васильев (СГТУ, б1СТЗС-31, научный руководитель – доцент Г.В. Епифанова), «Историческая роль православия в общественном сознании русского народа».

Особого приза «За активную работу на секции» был удостоен студент СГТУ, сИБС-31 Г. Толстиков, принявший самое активное участие во всех дискуссиях и задавший наибольшее количество глубоких и интересных вопросов.

Психологические проблемы обсуждались сразу на двух секциях - № 8 и № 9.

В секции № 8 «Социально-психологические проблемы развития личности на разных этапах и в процессе профессионализации», работавшая под сопредседательством заведующей кафедры ПСИ доцента Г.В. Эйгелис и доцента П.Д. Никитенко было представлено 9 докладов. Среди участников оказались представители разных типов учебных заведений - школ (СОШ № 102 Ленинского района г. Саратова), ссузов (профессионально-педагогический колледж СГТУ), вузов (СГТУ имени Гагарина Ю.А.).

Тематика докладов показала, что социально-психологические проблемы развития личности являются сегодня крайне актуальными и обсуждаемыми. Темы, волнующие сегодня молодежь, крайне разнообразны: конфликты между поколениями, проявления креативности у представителей разных профессий, эмоционально-волевые качества личности спасателя, проявления тревожности у студентов, проблемы воспитания детей, в частности, причины и способы проявления лжи у детей, способности ребенка в пренатальном периоде, манипуляции в процессе общения детей и родителей, современные взаимоотношения в организации, ее психологический климат, моббинг, психосоматические расстройства и психотравмы.

Каждый доклад сопровождался красочной и убедительной презентацией, а интерес, вызванный каждым выступлением, проявился в большом количестве вопросов, выражении собственных позиций участников секции, обсуждениях, дискуссиях. Все доклады были сделаны на высоком научном уровне и соответствовали всем требованиям, предъявляемым к подобным работам.

По итогам были выявлены победители:

  • 1 место – К. Дерянин и К. Аносов (профессионально-педагогический колледж СГТУ, ПБ-921, научные руководители – О.В. Зимкова, Э.А. Попова), «Эмоционально-волевые качества личности спасателя в организации и осуществлении профессиональных действий»;
  • 2 место – Е. Карасева (СГТУ, бПСХ11, научный руководитель – доцент Е.М. Семёнова), «Психология обмана. Почему дети лгут?»;
  • 3 место – А.А. Мызнов (СОШ № 102 Ленинского района г. Саратова, 11 «Б» класс, научный руководитель – почётный работник общего образования Г.В. Комарова) «Конфликты отцов и детей».

В секции № 9 «Актуальные социально-психологические проблемы в современном обществе» под сопредседательством доцентов кафедры ПСИ А.А. Шадриной А.А. и С.В. Кузнецовой было представлено 16 докладов. Участниками секции стали представители трех вузов Саратова – СГТУ имени Гагарина Ю.А. (студенты СГФ, АСФ, МФПИТ и САДИ), СГЮА –Института прокуратуры РФ, СГМУ имени Разумовского В.И.

Количество и разнообразие докладов, каждый из которых представлял собой законченное, целостное и глубокое научное исследование, повлияли на увеличение времени работы секции. Так, вместо отведенных двух часов, участники секции заседали три с половиной часа.

Тематика докладов и на это раз отличалась разнообразием и оригинальностью: особенности поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях, разные виды конфликтов и особенности их преодоления, страхи и фобии современного человека, социально-психологические проблемы, связанные с рождением детей с «хорошими» и «плохими» генами, проблемы гипноза, иллюзии в рекламе, агрессивность и ее причины, гендерные аспекты социально-психологических проблем, различные формы терапии, способствующие психическому и физическому здоровью социума, теории лжи.

Обсуждение докладов, ответы на вопросы перерастали в самостоятельные научные дискуссии, а атмосфера, царившая при этом, соответствовала атмосфере серьезных научно-практических конференций самого высокого уровня.

В результате итогов подведения и жюри, и участники не могли остановить свой выбор на ком-то одном, поэтому награжденных оказалось не три, а шесть человек. Места распределились следующим образом:

  • 1 место – В.О. Иванова (СГТУ, ПСХ41, научный руководитель – доцент Е.М. Семёнова), «Позитивное мышление как критерий психологического здоровья личности»;
  • 2 место поделили И.А. Киргизова (СГТУ, бПСХ21, научный руководитель – доцент Е.М. Семёнова), «Психология страха смерти: причины возникновения и возможности избавления» и В.В. Скворцова (СГМУ им. В.И. Разумовского, лечебный факультет, 3 курс, 10 группа, научный руководитель – Э.Р. Фахрудинова);
  • 3е место поделили П. Иванова (СГТУ, бПСХЛ31, научный руководитель – доцент. А.А. Шадрина), «Влияние мускулинности и фемининности на формирование агрессивности у женщин» и М. Хайрулина, Е. Шаповалова (СГТУ, бПСХЛ21, научный руководитель – доцент Г.В. Эйгелис), «Отношение социума к проблеме рождения людей с «хорошими» и «плохими» генами».

Особый приз за великолепную манеру изложения информации получил М. Топланов (СГТУ, ПСХ11, научный руководитель - доцент Е.М. Семёнова), «Профайлинг: бесконтактная детекция лжи».

Оживленно и интересно прошло заседание секции № 10 «Актуальные проблемы истории науки, культуры и мировой цивилизации», для которой характерной является разнообразие направлений исследований и широта научной проблематики. Все доклады сопровождались красочными презентациями, дававшими возможность ярче и образнее осветить представляемую тему. Множество дополнительных вопросов вызвал доклад студента группы СТЗС-12, СГТУ А. Андреева А. «"Злой город" Козельск», изучивший один из героических моментов русской истории. Оригинальный материал был представлен в сообщении студентов группы ИБС-11 СГТУ Д. Аникиенко и Е. Рабченюк «Бастилия, Тауэр, Шлиссельбург: строительство, планировка, знаменитые узники». Третье место в конкурсе докладов разделили студент группы ДОКМ-31 СГТУ Д. Кирсанов, представивший работу «Денис Давыдов: подвиги ратные и не только», и студентка группы ЛУЦ-41 СГТУ А. Кузнецова с рассказом об истории храмов ее родной деревни: «История одного чуда». Второе место было также поделено между представителями СГТУ: студентом группы АРХТ-12 В. Поповым с актуальным и вызвавшим живейший интерес докладом «Единство и противостояние советских и американских космических программ» и студентом группы БМА-41 А. Плешкевичем, выступление которого «Агитационный плакат времен Второй Мировой войны как действенное средство формирования образа врага» сопровождалось прекрасно иллюстрированной презентацией и содержало множество интереснейших фактов, свидетельствующих о значительной роли пропаганды в формировании общественного сознания. Первое место на секции занял доклад студентки группы ДАРС-11 СГТУ А. Личук «"Обратная сторона" Бабы-яги», рассмотревшей образ всем известного нам сказочного персонажа с разных, в том числе и самых неожиданных сторон.

Все выступления были сделаны на соответствующем рангу конференции уровне. Участники получили возможность проявить себя в новом для них амплуа, приобрели навыки работы над научным исследованием, окунулись в культурно-историческую атмосферу различных эпох.

Секция № 11 «Социально-гуманитарные аспекты развития науки и биомедицины» работала под сопредседательством профессора кафедры САС Д.В. Михеля и доцента кафедры ФЛС И.В. Михель. В работе секции было заявлено 9 докладов, а сделано 10 докладов. Все доклады сопровождались интересными и доказательными презентациями. Участниками секции стали студенты специальностей «Социальная работа» и «Документоведение и архивоведение» СГТУ имени Гагарина Ю.А., а также студенты лечебного факультета СГМУ имени В.И. Разумовского.

В рамках секции прозвучали доклады, посвященные проблемам философии и истории медицины, биоэтики, социологии медицины. Наиболее успешными признаны следующие доклады:

  • 1 место – Е. Гаврилова (СГФ, СЦР-51, научный руководитель – доцент кафедры САС Е.И. Пашинина), «Проблемы стигматизации в контексте медикализации социального дискурса»;
  • 2 место – А. Дубгорин (СГМУ, лечфак, 1 курс, научный руководитель – доцент СГМУ В.С. Суворов), «Медицина в годы Великой Отечественной войны»;
  • 3 место - А. Пантелеева (СГФ, ДОКМ-31, научный руководитель – доцент кафедры ФЛС И.В. Михель), «"Послежитие" или философия иммпортализма».

Кроме традиционных секционных заседаний, в программу конференции вошли и другие формы работы. Так впервые в рамках конференции прошло заседание дискуссионного клуба «Личность мыслителя в сознании молодежи», в рамках которого был организован просмотр и обсуждение художественного фильма «Сократ». Вела заседание доцент кафедры ФЛС Галина Епифанова. В обсуждении значения личности Сократа и его идей приняли участие студенты разных специальностей и направлений обучения СГТУ (АРХ, СТЗС, ПСИ, ИКТ). Через личность Сократа, его философские взгляды и жизненный путь студенты перешли к обсуждению основных проблем в их современном звучании: «Что есть счастье, благо, мудрость, что дает нам возможность личностного развития?», «Есть ли у современной молодежи духовные ориентиры, личности, которые являются для них идеалом человеческих принципов?».

Региональная научная конференция - школа молодых ученых «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук»Студенты и преподаватели кафедры ПСИ организовали два мероприятия: тренинг и мастер-класс. «Коммуникативный тренинг» под руководством доцента кафедры ПСИ Е.М. Семеновой провели студенты 3 и 4 курсов направления «Психология» П. Иванова, П. Садовскова, В. Иванова, А. Деркач. Участниками тренинга стали студенты разных специальностей СГТУ и учащиеся ППК СГТУ. Форма тренинга позволила участникам не только получить знания и навыки ведения общения, но и в игровой манере применить их на практике. Мастер-класс «Психологические способы воздействия на аудиторию» организовали и провели доцент кафедры ПСИ А.А. Шадрина и студенты 4 курса направления «Психология» В. Привалова и Е. Косарева. В ходе мастер-класса, участниками и гостями которого стали учащиеся ППК СГТУ (направление «Чрезвычайные ситуации»), а также студенты и преподаватели СГТУ имени Гагарина Ю.А., были продемонстрированы приемы оказания негативного и положительного воздействия на аудиторию или конкретного человека при помощи невербальных сигналов (мимики, взгляда, жестов, позы, одежды). После этого с целью закрепления приобретенных знаний и навыков участникам предложили принять участие в тренинге. Все участники мероприятий получили массу полезной информации, заряд положительных эмоций и хорошее настроение.

В рамках конференции был проведен круглый стол «Ю.А. Гагарин и современность». Ведущие круглого стола – доценты кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы Т.В. Камаева Т.В. и Е.И. Пашинина – с помощью средств мультимедиа инициировали дискуссию по вопросам освещения событий первого полета в космос, вопросов освоения космоса и перспектив развития космонавтики создали творческую атмосферу для обсуждения этих вопросов всеми участниками. Проведение круглого стола сопровождалось презентациями стендовых докладов, выполненных студентами ИСПМ и ИнЭТМ на высоком научном и техническом уровне.

Одновременно с презентацией стендовых докладов по освоению космоса были представлены стендовые доклады студентов кафедры САС по освещению актуальных социальных проблем и тенденций современного общества. В результате проведения круглого стола и конкурсов стендовых докладов были отмечены самые активные участники и талантливые работы студентов

Интерес у студентов вызвала и открытая видеолекция доцента кафедры ИОК И.Ю. Булкина, которая познакомила всех желающих с уникальным наследием средневекового Крыма – так называемыми «пещерными городами». В крымских горах в VI-XV вв. существовал целый ряд городов, крепостей и монастырей, населенных смешанным населением полуострова: греками, готами, аланами, караимами, армянами. Многие помещения самого разного назначения жители этих поселений, расположенных на вершинах и в обрывах гор, вырубали в толще скалы, поэтому их путешественники XVIII-XIX вв. назвали «пещерными» городами и монастырями. Большинство из этих объектов до сих пор мало изучены и таят множество загадок: кто и когда построил эти города, как они назывались, как сложилась их судьба, для чего предназначались многочисленные искусственные пещерные комплексы и почему люди предпочитали вырубать их в толще камня, а не возводить на поверхности горы.

Студенты проявили живой интерес к теме и задали множество разных вопросов по истории средневекового Крыма, по отдельным моментам истории «пещерных городов».

Большое количество участников, глубина и разнообразие проблематики исследований, высокий уровень докладов, живость и актуальность дискуссий, заинтересованность и погруженность в проблему исследования, включение новых форм научного взаимодействия – дискуссионного клуба, тренингов, круглых столов, – все это говорит о высоком статусе конференции «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук», неиссякаемом творческом и профессиональном потенциале ее участников и организаторов, а опыт, полученный молодыми учеными, несомненно, поможет их дальнейшему профессиональному и научному развитию.


04.12.2013

Новости СГТУ

все новости...