Статья сотрудников ФЭС вышла в журнале «Успехи физических наук»

Международный коллектив, включающий в себя сотрудников факультета экологии и сервиса Саратовского государственного технического университета, физического факультета и факультета нелинейных процессов Саратовского государственного университета, Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (Москва) и университета Комплутенсе (Мадрид, Испания) опубликовали обзор в престижном научном журнале «Успехи физических наук»: А.Н. Павлов, А.Е. Храмов, А.А. Короновский, Е.Ю. Ситникова, В.А. Макаров, А.А. Овчинников «Вейвлет-анализ в нейродинамике» Успехи физических наук. 182 (2012) 905-939, который стал результатом работы коллектива соавторов статьи в рамках проектов «Разработка и внедрение новых методов анализа электроэнцефаллограмм для мониторинга активности головного мозга и для диагностики эпилептических расстройств» и «Методы интегрированных технологий, основанные на подходах нелинейной динамики, для изучения процессов в сложных системах (наноустройства для генерации субтерагерцового и терагерцового излучения и их использование в информационно-телекоммуникационных системах, в медицинских и исследовательских целях для анализа биологических и когнитивных процессов)», выполняемых в рамках НОЦ «НДСС» ФЭС СГТУ.

В статье представлен обзор результатов по применению непрерывного и дискретного вейвлет-преобразований в задачах нейродинамики. Основное внимание уделяется новым возможностям, которые предоставляет вейвлет-анализ в расшифровке информации, содержащейся в сигналах нейронных систем и сетей. Рассматривается применение вейвлетов для анализа 1)микроскопической динамики (уровень отдельных клеток или внутриклеточных процессов), 2) обработки сенсорной информации, 3) динамики групповой активности в нейронных ансамблях, 4) макродинамики ритмической активности головного мозга (по данным многоканальных электроэнцефалограмм). Обсуждается возможность выделения и классификации различных осцилляторных паттернов электрической активности головного мозга, а также создания систем мониторинга активности головного мозга с использованием методов, основанных на непрерывном вейвлет-анализе.

Полный текст статьи в формате pdf доступен по адресу