Версия для слабовидящих
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Сотрудники СГТУ приняли участие в экскурсионном марафоне «Родной край»

В минувшую пятницу сотрудники технического университета и гости из Германии, в рамках экскурсионного марафона «Родной край» посетили бывшие места поселений немцев Поволжья - сёла Каменка (Бер) и Усть-Золиха (Мессер) Красноармейского района Саратовской области. Экскурсия была организована управлением по воспитательной работе и кафедрой «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Участники экскурсии смогли ознакомиться с заброшенными каменными храмами иностранных колонистов - католическим костёлом в селе Каменка и лютеранской кирхой в селе Усть-Золиха, построенными в начале XX  века.

Первые переселенцы из Западной Европы появились в Саратовском крае весной 1764 г. после принятия императрицей Екатериной II Манифеста от 22 июля 1763 г., который не только приглашал иностранцев в Россию, но и гарантировал им ряд льгот и привилегий. Главной из них была свобода вероисповедания. Разрешалось строительство храмов и содержание необходимого количества патеров и пасторов в тех местах, где иностранцы селились колониями.

Главной причиной приглашения иностранцев в Россию в шестидесятые годы XVIII в. было стремление оживить экономику за счёт освоения новых территорий. В то время на Волге было большое количество слабо населённых и неосвоенных земель. Левобережье великой русской реки на карте России было белого цвета. Эти земли так и называли «Белое поле» или «Дикое поле».

В 1763-1766 гг. в Россию было перевезено более 30 000 человек. Около 27 тысяч колонистов поселились в Саратовском крае. Были они в основном из германских земель Гессена, Бадена и местности Швабии, а также из таких стран как Австрия, Швеция, Франция, Голландия и даже несколько человек из Англии. В документах все они назывались одним словом - иностранцы. В России  всех их стали называть немцами. По мнению русских, все они были «немыми», так как не знали русского языка.

Иностранные поселенцы образовали порядка 100 колониальных поселений. В дальнейшем число их выросло до 200, многие превратились в крупные центры. Среди первых поселений были колонии Бер и Мессер.

Колония Бер была основана выходцами из Майнца, Вюрцбурга и восточной Пруссии 6 июля 1765 г. (по другим данным - 16 сентября 1764 г.) на левом берегу реки Иловли у места впадения в неё речки Каменки. Сразу после основания поселения был образован католический приход. В XIX веке насчитывавшее по ревизии 1798 г. 615 жителей село начало быстро развиваться. Были открыты больница, фельдшерско-акушерский и ветеринарный пункты, земская школа, министерское училище, функционировали ямская станция, кооперативная лавка, кредитное товарищество, почтово-телеграфное отделение, водяные мельницы. В 1871 г. Каменка стала центром новообразованной одноимённой волости Камышинского уезда Саратовской губернии, в которую вошли ещё 11 немецких поселений. К началу XX века число жителей села превысило 3000 человек. В составе Автономной Трудовой коммуны области немцев Поволжья, созданной в октябре 1919 г., и АССР Немцев Поволжья, провозглашённой 6 января 1924 г., Каменка была административным центром Каменского кантона (в 1927 году центр был перенесён в Нижнюю Добринку). В настоящее время село входит в Гвардейское сельское поселение.        

70% прибывших в Россию в XVIII веке колонистов были протестантами, 30 % - католиками. Лютеранские и католические церкви украшали большинство немецких колоний, были их своеобразным символом, вызывая восхищение путешественников.

Деревянные церкви стали строить в немецких сёлах с первых лет колонизации. Каменное культовое строительство началось в 1820-е гг. и достигло своего расцвета в конце XIX - начале XX вв. Известно, что в 1885 г. на Волге действовало 120 немецких церквей - 83 лютеранских и 37 католических. До наших дней сохранились только около 20 из них.

Уцелевшая католическая церковь в Каменке является одной из главных достопримечательностей  Красноармейского района. Каменный храм был построен на месте старого деревянного в 1907 году по последней архитектурной моде - в неоготическом стиле на деньги, собранные жителями села. В годы советской власти здание использовалось в качестве склада и технического помещения тракторной станции.

Реформатско-лютеранская колония  Мессер у речки Золихи при ее впадении в Голый Карамыш была основана 7 июня 1766 года выходцами из Пфальца, Пруссии и Гессена. Поселение было названо в честь первого старосты И. Мессера. Уже через год после основания был образован евангелический приход. В 1768 году по указу о наименованиях немецких колоний поселение получило своё современное название Усть-Золиха. С 1797 года немецкие колонии вошли в состав Саратовской губернии, Усть-Золиха была приписана к Сосновской волости Камышинского уезда. В XIX веке в селе открылись частная школа, училище, больница, земская ямская станция и почтово-телеграфное отделение. Церковно-приходская школа в Усть-Золихе функционировала с самого основания колонии. Также имелись сарпинковые и красильные заведения, ветряные и водяные мельницы (помимо Золихи и Голого Карамыша на востоке поселения протекали речки Лесной Карамыш и Перевалка), на рыночной площади каждую неделю по средам был открыт базар. К началу Первой мировой войны население Усть-Золихи достигло 6000 человек.

В советский период Усть-Золиха была включена сначала в Голо-Карамышский, а затем Каменский кантон АССР Немцев Поволжья, являлась административным центром Мессерского сельского совета. Имелись начальная школа, кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное и машинное товарищества. По данным переписи 1931 года в селе проживало 3706 человек, из них 3703 немца. Усть-Золиха является родиной поэта и переводчика Э.И. Губера, автора первого полного перевода первой части «Фауста». В настоящее время Усть-Золиха входит в Карамышское сельское поселение.

Уже 100 лет стоит в Усть-Золихе, построенная в 1912 году на месте старой деревянной  каменная кирха. Она является одним из наиболее ярких памятников немецкой архитектуры в правобережье Волги. После закрытия в 1930-е гг. здание было приспособлено под склад пиломатериалов.

Внутреннее убранство храмов в Каменке и Усть-Золихе полностью утрачено. В 2000-е гг. году сгорели и разрушились деревянные купола и крыши. Но даже сейчас сохранившиеся каркасы церквей поразили всех участников экскурсии своей красотой,  величием и в то же время хрупкостью и беззащитностью, заставили задуматься о  смысле и бренности бытия. Гости из Германии были изумлены, увидев такие храмы в  российской сельской глубинке. По их мнению, эти сооружения достойны городов. Отметили гости и  необыкновенную душевность, с которой была проведена экскурсия.


04.06.2012

Новости СГТУ

все новости...