Версия для слабовидящих

МНЕНИЯ

Интересное о главном

Сердце подскажет

Сердце подскажет

Кардинальные перемены в образе жизни людей, революционные открытия в сфере биомедицинского знания вызвали к жизни новые нравственные проблемы, которые требовали безотлагательного решения. Клонирование, аборты, эвтаназия, трансплантация органов - эти и многие другие вопросы выходят за рамки обычных представлений о деятельности ученых. О том, где нужно искать ответы на такие, казалось бы, неразрешимые вопросы, мы узнали у доктора философских наук, профессора, заведующего сектором биоэтики и гуманитарных экспертиз Института философии РАН Павла Тищенко.

Биоэтика - это не отдельная автономная наука, и, конечно, это не свод готовых правил. Скорее это некая область, в которой постоянно происходит обсуждение возможных правил и норм. В биоэтике существует пласт академической деятельности: я имею в виду ученых, которые исследуют, например, этические, правовые или какие-то другие проблемы абортов или проблемы клонирования. Есть соответствующие журналы — философские, юридические, медицинские, — в которых эти вопросы активно обсуждаются. Например, в журнале «Человек» постоянно публикуются материалы, касающиеся проблем биоэтики. А какие это проблемы? Речь идет о множестве спорных и научно дискуссионных моментов, которые так или иначе были спровоцированы научно-техническим прогрессом. Как только возможность пересадки органов стала реальностью — сразу возникла проблема определения границы между жизнью и смертью.

Какой момент можно считать «точкой отсчета» в развитии биоэтики?

В декабре 1967 года хирург К.Бернард в Кейптауне (ЮАР) впервые в мире провел пересадку сердца от одного пациента другому. Он извлек бьющееся сердце у женщины, попавшей в автомобильную катастрофу, у которой были необратимые повреждения головного мозга, и пересадил его умирающему пациенту, сердце которого уже отказывало работать. И сразу же возник глобальный вопрос: что же сделал этот врач? Одни считали, что это поистине величайшее достижение, ведь хирургу удалось вернуть к жизни умирающего пациента. А другие, напротив, стали обвинять его в убийстве одного человека ради спасения другого, ведь традиционно мы связываем жизнь с бьющимся сердцем и остановкой дыхания. Дискуссия о том, совершил ли профессор Бернард преступление или великое благодеяние, и породила необходимость заново переосмыслить ответы на вопросы: что есть жизнь и что есть смерть? Ведь на первый взгляд кажется, что это ясно любому: человек не движется, не дышит, значит, он умер. Но у смерти есть свои границы, и можно ли считать наличие сердцебиения при погибшем мозге жизнью, или это уже начало смерти — очень спорный вопрос. Это породило целую «зону» проблем — юридических, медицинских, философских и антропологических, которые нужно было решать. Так возникла биоэтика. То есть это междисциплинарная область, в которой задействованы и юристы, и психологи, и этики, и врачи, и богословы. Биоэтика возникла как ответ на новые достижения, иногда даже на новые политические веяния. Например, в 50-е годы прошлого века очень мощно развивалась идеология прав человека, которая очень серьезно повлияла на биоэтику, поскольку остро встал вопрос о правах пациента и о том, что врач не должен манипулировать его решением. Целый блок вопросов в биоэтике возник под влиянием экологического движения. Ведь экология показала, что научно-технический прогресс может быть не только благом для человечества, но и приводить к катастрофическим разрушениям, и с этим нужно как-то бороться. Биоэтика обнаружила то же самое в отношении воздействия новых технологий на сознание человека, на его душу. Как влияют эти технологии на моральные ценности традиционного общества? На традиционную семью? Как она развивается в условиях развития и внедрения искусственных репродуктивных технологий? Рухнут ли семейно-брачные отношения, если будет внедрено клонирование, ведь в этом случае будет вполне достаточно одного индивидуума, чтобы продолжать род человеческий? Вся предшествующая история человечества и жизнь отдельных людей в значительной степени определялась динамикой половых различий между мужским и женским началом. Клонирование как бы сотрет эти различия, сделает их несущественными, а вместе с ними будет поставлена под вопрос практически вся предшествующая человеческая культура. На этом примере видно, что манипуляции с маленькими, невидимыми невооруженным глазом клеточками могут иметь последствия, о которых ни врачи, ни биологи понятия не имеют. Необходимо обсуждение комплексное, междисциплинарное, с активным подключением общества. Как раз этим и занимается современная биоэтика.



27.03.2014

Новости СГТУ











все новости...