История

12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос. Имя первого в истории космонавта, 27-летнего старшего лейтенанта Юрия Гагарина, становится известно во всем мире. Это был новый грандиозный успех советской науки. "временно" повышены цены на мясо и на масло, что вызвало массовое недовольство. Наиболее серьёзными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако авторитет Хрущева у простых людей стал падать.

В августе 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса. Все это закладывало положительную основу под будущее советско-американских отношений.

В октябре 1964 г. спокойно, вполне демократическим путем, Н.С. Хрущев был отстранен от руководства партией и правительством. К власти пришло новое (в сравнении со сталинским окружением) поколение руководителей. Лидером партии стал Леонид Брежнев. Выдвинутый им курс на достижение "стабильности" означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества.

В 1967 году с приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова больше внимания стало уделяться борьбе с инакомыслием. Создается Пятое управление КГБ (по борьбе с диссидентством), сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения (включая молодежные, религиозные, научные и др.).

В выступлении Л.И. Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции впервые прозвучал вывод о построении в СССР "развитого социализма". Фактически было заявлено о том, что все, к чему стремились советские люди, достигнуто. Позже эту выдвинутую Брежневым концепцию "развитого социализма" назовут "идеологией застоя".

1968 год вошел в историю как год "пражской весны", когда попытки придать "второе дыхание" социализму в Чехословакии с использованием рыночных механизмов вылились в массовое движение за общественное обновление. Для подавления массовых выступлений в страну были введены войска "дружественных" государств: СССР, Польши, Венгрии, ГДР, Болгарии.

подробнее

История СГТУ
Саратовский политехнический институт

15 июля 1960 года Саратовский автодорожный институт объединяется со Всесоюзным автодорожным заочным институтом и на этой базе создается Саратовский политехнический институт (СПИ). Директором института назначен И.И. Прокофьев, заместителем директора по учебной работе - А.Н. Никитин, заместителем по научной работе - А.И. Андрющенко. В апреле 1961 года был принят новый Устав Саратовского политехнического института, в соответствии с которым вводились должности ректора и проректоров и учреждались 16 дневных и 4 заочных факультета.

В 1962 году с поста ректора СПИ уходит И.И. Прокофьев. По воспоминаниям знавших его людей, это был мудрый, справедливый человек и талантливый руководитель. Он сыграл огромную роль в истории САДИ-СПИ: сумел сохранить институт в дни войны и затем не просто поднять его на прежний уровень, а создать из узкопрофильного института - политехнический. Однако И.И. Прокофьев передал бразды правления СПИ достойному преемнику. Им стал доктор технических наук, профессор Анатолий Иванович Андрющенко, который после назначения ректором сразу же взялся за активизацию всех сторон деятельности вуза и разработку перспективного плана развития СПИ.

На Саратовском подшипниковом заводе, "Нефтемаше" и других предприятиях активно внедряются разработки, выполненные лабораторией автоматической наплавки под руководством доцента В.А. Наливкина (автомобильный факультет). На многих автомобильных предприятиях успешно внедряются методы централизованного восстановления деталей машин и оборудования путем электролитического железнения, автоматической наплавки и сварки, приводящие к большому экономическому эффекту. Высокая эффективность научно-исследовательской работы СПИ привела к тому, что объем исследований, выполняемых институтом по хозяйственным договорам, с 1960 по 1964 гг. увеличился втрое.

Произошли серьезные изменения в организации учебного процесса. Было отменено дневно-вечернее отделение, существовавшее ранее. Произведено объединение вечернего и заочного обучения в единый вечерне-заочный факультет. Студенты инженерно-технических специальностей переводятся на пятилетний срок обучения. Важной составляющей процесса обучения остается производственная практика. Для прохождения практики студенты Саратовского политехнического разъезжались по всей стране: Москва, Ленинград, Киев, Воронеж. Работали на строительстве Московской кольцевой автомобильной дороги, принимали участие в ряде других больших строек тех лет: в строительстве Волго-Донского канала, Куйбышевской и Саратовской ГЭС, газопровода "Средняя Азия-Центр".

В 60-е годы продолжает развиваться внеаудиторная работа со студентами. Художественная самодеятельность политехнического института была признана одной из лучших в городе. На городском вузовском смотре-конкурсе 1962 года из 104 номеров Саратовский политехнический был представлен 61 номером. В итоге первое место, уже в пятый раз, было присуждено СПИ. В 1965 году директору клуба Саратовского политехнического института К.К. Похвалынскому было присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

В течение 1963-1965 гг. происходит организационное становление Энгельсского филиала института, который в 1965 году был преобразован из учебно-консультационного пункта в общетехнический факультет. Сейчас это особый технологический институт в структуре СГТУ. Отличных результатов добиваются в 1967 году студенты СПИ. На III зональной выставке 142 работы студентов-политехников были отнесены к первой, второй и третьей категориям. 50 студенческих разработок отправлены на Всесоюзный конкурс "Лучшая студенческая работа". Авторы трех из них были награждены грамотами Министерства образования СССР. Четыре участника получили звание лауреатов Всесоюзного конкурса. Высокую оценку государства получила в 1967 году научно-педагогическая деятельность ряда преподавателей СПИ. За особые заслуги в развитии высшего и среднего образования, в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудового Красного Знамени заведующего кафедрой "Технология машиностроения" профессор С.Т. Редько. Орденом "Знак Почета" был награжден доцент кафедры дорожных и строительных машин А.А. Покровский, а главный механик института В.В. Томников - медалью "За трудовое отличие".

В 1960-1961 гг. аспирантура охватывает уже 22 кафедры. В 1960 году в САДИ (СПИ) было защищено пять кандидатских диссертаций, в 1961 году - десять, к 1964 году число защит возрастает до 25. Согласно статистическим данным, в 1959 году общее количество докторов и кандидатов наук в САДИ составляло 36,2%, а в 1964 году в СПИ - всего 21,5%. Для такого крупного вуза, каким в это время уже был Саратовский политехнический институт, это были удручающие показатели. Срочно принимаются меры, направленные на увеличение числа "остепененных" преподавателей. Только в период с 1960 по 1967 год в институте было подготовлено 164 доктора и кандидата наук.

На базе СПИ Минвузом СССР создается региональный Поволжский научно-методический Совет, который возглавил ректор СПИ, доктор технических наук, профессор А.И. Андрющенко. В Совет вошли также ведущие ученые вузов Казани, Уфы, Самары, Пензы, Саратова, Ульяновска, Волгограда, Астрахани. Целью создания Совета явилось развитие научной работы и совершенствование учебного процесса в регионе. В марте 1983 года он был реорганизован в Региональный координационный научно-исследовательский совет Академии наук СССР и Минвуза РСФСР.

В 1969 году родился один из самых престижных в настоящее время факультетов СГТУ - ФЭТиП. Деканом факультета был назначен кандидат технических наук, доцент Б.В. Протасов. Через год при факультете открываются механические мастерские, заведующим ими назначен В.В. Таранов.

В 1970 году СПИ отмечает свой сорокалетний юбилей. Он вступил в пору своего расцвета. Позади был тяжелый период становления, война, борьба с разрухой и большой, большой труд. Научные разработки ученых СПИ использовались на многих крупнейших промышленных предприятиях. В 1970 году в институте работают 15 профессоров, 276 доцентов. На 11 действующих факультетах обучается в общей сложности 14000 студентов (из них 7,5 тысяч - на дневном отделении). В связи со столетием со дня рождения В.И. Ленина 214 сотрудников института были награждены медалями "За доблестный труд".

подробнее

История развития радиотехники

В шестидесятые годы транзисторные радио- и телеприемники продолжили свое триумфальное шествие по миру. Компания "Sony" выпустила в 1961 г. первый в мире телевизионный приемник на транзисторах – "TV8-301". Компании "Fairchild Corporation" и "Texas Instruments" объявили о начале коммерческого производства интегральных схем (микросхем), выполняющих элементарные логические функции. Уже в следующем году компания "Motorola" представила портативную ЧМ радиостанцию "HT-200" выполненную полностью на транзисторах. Устройство весом 935 г, получило прозвище "кирпич" из-за своей удлиненной прямоугольной формы.

В 1963 г. в США появилось коммерческое цветное телевидение, и был запущен первый спутник радиосвязи TELSTAR и образован IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) – Институт инженеров по электротехнике и электронике (организация, разрабатывающая стандарты в области телекоммуникаций). Компания "Phillips" в Голландии представила первый кассетный магнитофон. В конце 1960-х годов в США сети дальней телефонной связи начали преобразовывать в цифровые сети, использующие цифровое радио для многих своих целей, а компания "Sony" начала продажи первого в мире радиоприемника на микросхемах – "ICR-100"[2].

С марта 1960 г. в Москве началось опытное стереофоническое вещание на УКВ по методу полярной модуляции. В этом же году стереофонические передачи начались в Ленинграде и Киеве. В 1961 г. рижский государственный электротехнический завод "ВЭФ" начал выпуск первого переносного транзисторного приемника "Спидола", завоевавшего широкую популярность в СССР и за рубежом. В дальнейшем на базе этого приемника были созданы более совершенные модели: "ВЭФ"-12, 210, 202 и ряд других. С 1 января следующего года отменена регистрация радиоприемников и телевизоров и взимание за них абонентской платы.

1 августа 1964 г. в СССР начала работу первая и, пожалуй, самая известная круглосуточная информационно-музыкальная программа "Маяк"[4]. 5 ноября 1967 г. в СССР была принята в эксплуатацию первая очередь строительства Останкинской телебашни. С башни началась трансляция четырех телевизионных и трех радиовещательных программ. Строительство на башне продолжалось до 26 декабря 1968 г. Некоторые параметры Останкинской телебашни: высота – 540 м; масса конструкций без фундамента – 32 000 т; диаметр ствола на высоте 63 м – 18 м; диаметр железобетонного ствола между 311 и 385.5 м – 8.2 м; полезная площадь помещений на башне – более 15 тыс. кв.м; высота главной смотровой площадки – 337 м; ресторан "Седьмое небо" на высотах – 328, 331 и 334 м; скорость вращения полов в ресторане – 1-3 об/час; радиус уверенного приема телевизионного сигнала – 110-120 км.

подробнее

Радиоаппаратура шестидесятых годов

1960 1960 1960 1960 1960 1960 1961 1961 1961 1961 1961 1961 1962 1962 1962 1962 1962 1962 1962 1963 1963 1963 1963 1963 1963 1963 1963 1963 1964 1964 1964 1964 1964 1964 1964 1965 1965 1965 1965 1965 1965 1965 1965 1965 1965 1966 1966 1966 1966 1967 1967 1967 1967 1967 1967 1967 1967 1967 1968 1968 1969 1969 1969 1969 1969 ВРП-60
Заря
Латвия (РН-59)
Рекорд-60И
Спидола
Стрела
Концерт
Мелодия
Минск-61
Рекорд-61
Сакта
Яуза-10
Беларусь-62
Вайва
ВЭФ-Спидола
ВЭФ-Спидола-10
Кама-62
Факел
Эстония-3М
Арфа
Беларусь-110
Весна
Р-405М
Селга
Сокол
Топаз-2
Харьков-63
Эстония-3
Альпинист-2
Италмас
Космонавт
Латвия-М (РН-49)
Лира
Р-848 (Марс)
Эфир
ВЭФ-Радио
ВЭФ-Рапсодия
Гайна Р-302Л
Миния-4
Молдежный
Проминь-М
Рекорд-65
Романтик
Сириус-М
Урал-2
Беларусь-Р-101-Л
Иволга-66
Рекорд-66
Спорт-2
ВЭФ-12
Казахстан-2
МП-64 (Синичка)
Нейва-М
Р-105М (Парус-3)
Р-109М (Парус-3)
Р-309 (Ячмень)
Романтика-М
Сокол-4
Беларусь-103Л
Фиалка
ВЭФ-201
Днипро-14А
Иоланта
Рекорд-68-2
Романтика-103
Сетевой специальный приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевой специальный приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая телерадиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый магнитофон
Сетевая ламповая радиола
Сетевая катушечная ламповая магнитола
Портативный транзисторный приемник
Портативный транзисторный приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая телерадиола
Сетевая ламповая радиола
Автомобильная гибридная радиостанция
Портативный транзисторный приемник
Портативный транзисторный приемник
Портативный транзисторный приемник
Сетевая ламповая магниторадиола
Сетевая ламповая радиола
Портативный транзисторный приемник
Стационарная транзисторная радиола
Портативный транзисторный приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Аэродромная гибридная радиостанция
Стационарная транзисторная радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая катушечная ламповая магнитола
Сететвой ламповый электрофон
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Портативный транзисторный катушечный магнитофон
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Настольный транзисторный приемник
Сетевая ламповая радиола
Портативный транзисторный приемник
Портативный транзисторный приемник
Сетевой ламповый приемник
Портативный транзисторный приёмник
Портативный транзисторный приёмник
Войсковая гибридная радиостанция
Переносная гибридная радиостанция
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая магниторадиола
Портативный транзисторный приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Портативный транзисторный приемник
Сетевой ламповый магнитофон
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая магниторадиола

Разработка проекта
сектор виртуальных технологий ЦИТиДО МФПИТ СГТУ