История

После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), принявший решение о переименовании партии в КПСС. 5 марта 1953 года умер Сталин. Страну охватило всенародное горе. Для миллионов советских людей Сталин был символом социалистического государства, символом победы над фашизмом. После смерти Сталина ключевые позиции в руководстве страны заняли новый Председатель Совмина Г. Маленков и Л. Берия, назначенный главой объединённого МВД. Началась первая кампания по осуждению культа личности (имя Сталина реже упоминается в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений).

В сентябре 1953 г. на пост Первого секретаря ЦК КПСС был избран Никита Сергеевич Хрущев. В духовной жизни страны начались серьезные перемены, которые известный советский писатель И. Эренбург назвал периодом "оттепели", наступившей после долгой и суровой сталинской "зимы". В стране повеяло свободой.

В 1954 году началось освоение целины. Решением ЦК на целину были направлены свыше 30 тысяч партийных работников и более 120 тысяч специалистов сельского хозяйства. За первые пять лет было освоено 42 млн. гектаров целинных и залежных земель. В 1956 г. Хрущёв выступил с докладом на закрытом заседании XX съезда КПСС. В нём приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью конкретной личности.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен на орбиту первый в истории человечество искусственный спутник Земли. На фоне развернувшейся "холодной войны" между СССР и США первенство в начале освоения космоса было вопросом престижа. Запуск искусственного спутника в СССР стал событием мирового масштаба. О нем, как о величайшей победе человечества, писали все газеты мира.

Под лозунгом борьбы "за укрепление связи школы с жизнью" в стране проводится реформа среднего образования. Срок обучения увеличивался до 11 лет, причем учащиеся старших классов 2 дня в неделю должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Появляются профессионально-технические училища (ПТУ), сменившие военизированные ремесленные и "фабзавуч".

В 1959 году XXI съезд КПСС сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале развёрнутого строительства коммунизма. Была поставлена задача -в кратчайший срок "догнать и перегнать" ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения.

подробнее

История СГТУ
Эпоха подъема и воодушевления

Бурные пятидесятые годы Саратовский автодорожный институт встретил, не отрываясь от своей работы по восстановлению утраченного и организации нового, отвечающего запросам времени. Начавшиеся грандиозные преобразования на Волге (строительство Волго-Донского канала, а затем Куйбышевской и Сталинградской ГЭС) потребовали большого количества высококвалифицированных специалистов по гидротехнике. В связи с этим по решению Совета Министров СССР в САДИ открывается гидротехнический факультет с пятилетним и ускоренным (2 года и 4 месяца) сроками обучения.

В 1952 году был открыт Сталинградский гидротехнический филиал САДИ, его директором была назначена Н.А. Михеева. Поскольку в филиале обучались ребята, которые уже имели среднее специальное образование, обучение шло по ускоренным программам. Уже в декабре 1954 года первые 90 выпускников были направлены на гидростройки. В 1953 году был введен особый набор для выпускников техникумов на потоки с ускоренным обучением и в самом САДИ. Особенно большой приток таких студентов был на строительном факультете. Через 2 года они уже закончили обучение: было выпущено 113 строителей, 73 гидротехника и 50 дорожников.

Важное место в учебно-методической работе вуза занимает подготовка молодых кадров. Для молодых преподавателей читаются лекции по вопросам воспитания и обучения студентов, проводятся методические конференции, организуются встречи с опытными преподавателями, с заслуженными деятелями науки, работниками производства, методистами других вузов. Все эти меры, безусловно, способствовали значительному повышению уровня преподавания и дальнейшему развитию вуза.

Значительно укрепились связи САДИ с производственными предприятиями. В 50-е годы студенты проходят производственную практику на самых крупных заводах и стройках страны: механики и автомобилисты работают на Горьковском автозаводе, Волгоградском тракторном, на предприятиях Москвы, Ленинграда, Николаева и Челябинска; строители и дорожники - на Куйбышевской, Сталинградской, Ангарской ГЭС и стройках Урала и Сибири. Многие студенты занимают при этом должности бригадиров, мастеров, приобретая вместе с профессиональным и опыт работы с людьми. Применяя на практике полученные в институте знания, студенты САДИ нередко вносили свои предложения по совершенствованию процесса производства. Так, студенты строительного факультета во время производственной практики в тресте "Башкирнефтегазводстрой" внесли 23 рационализаторских предложения. 16 из них были тут же внедрены в производство и принесли тресту экономию в 70 тысяч рублей. В МИАСе группа студентов строительного факультета внесла рационализаторское предложение, которое сэкономило государству на строительстве домов около 100 тысяч руб. и более 100 тонн цемента.

В 1955 году САДИ празднует свое 25-летие. В это время в составе института работают уже 30 кафедр, 24 лаборатории, общая площадь учебного корпуса составляет более 30 тыс. м2. В вузе работают 244 преподавателя. И хотя в их числе всего 2 профессора и 40 доцентов, кандидатов наук, научный потенциал вуза очень высок, о чем свидетельствуют результаты исследовательской деятельности: за 25 лет было выпущено 4,5 тыс. специалистов, опубликовано 628 научных работ, в том числе 13 сборников научных трудов, 74 учебника и учебных пособия. Только за первую половину 50-х годов было выполнено 297 научно-исследовательских и конструкторских разработок. 219 научных работ было выполнено студентами. В том же году по распоряжению Совета Министров СССР и МВО СССР при Саратовском авиационном заводе был открыт вечерний филиал САДИ. На I курс филиала было принято 100 человек.

Конец 50-х годов ознаменовался резким скачком не только в росте научного потенциала САДИ. Значительно усиливается также воспитательная работа. С окончанием учебных занятий жизнь в институте не замирала, она становилась еще активнее. В институте работали драматический и танцевальный кружки, кружок вокала, хор, был свой духовой оркестр, оркестр народных инструментов и джаз-оркестр. На каждом факультете были драматические коллективы, а общеуниверситетским, клубным драматическим коллективом руководил заслуженный артист РСФСР А.Г. Василевский. Всего в художественной самодеятельности участвовало около 700 студентов. Были организованы "Клуб молодежного творчества", издававший литературный альманах, и студенческий "Клуб интересных встреч". В гости к студентам САДИ приезжали артист Л. Ларионов, композитор Д.Б. Кабалевский, Воронежский хор.

По-прежнему важное место в жизни студентов занимает спорт. Однако в конце 50-х годов условия для занятий спортом в САДИ значительно изменились: было приобретено много спортивного инвентаря, которым оборудовали новый спортивный павильон; к стадиону, имевшемуся в распоряжении студентов, добавилась баскетбольная площадка. Институт имел свою водную базу, теннисный корт, зимний плавательный бассейн. Состязаясь с другими вузами, Саратовский автодорожный неизменно показывал очень хорошие результаты. Команды САДИ не раз становились чемпионами города по различным видам спорта. Настоящей гордостью института стали неоднократные призеры международных соревнований, олимпийские чемпионы В. Прудскова и Ю. Сисикин.

В конце 1950-х годов Саратовский автодорожный институт превратился в сильный, многопрофильный технический вуз. По инициативе А.И. Андрющенко Саратовский обком КПСС (первый секретарь Г.А. Денисов) и областной исполнительный комитет (председатель А.П. Бочкарев) при поддержке Министра высшего образования СССР профессора В.П. Елютина выступили с ходатайством перед Правительством СССР о преобразовании САДИ в политехнический институт.

подробнее

История развития радиотехники

Дальнейшее развитие и совершенствование полупроводниковых приборов характеризуется повышением рабочих частот и увеличением допустимой мощности. К концу 1952 г. были предложены плоскостной высокочастотный тетрод, полевой транзистор и другие типы полупроводниковых приборов. В 1953 г. был разработан дрейфовый транзистор. В эти годы широко разрабатывались и исследовались новые технологические процессы обработки полупроводниковых материалов, способы изготовления p-n-переходов и самих полупроводниковых приборов.

В 1950-х гг. распространяются транзисторные радиоприёмники. Ал Гросс продемонстрировал Федеральной комиссии по связи США (FCC) возможности использования портативной радиостанции в качестве "беспроводного удаленного телефона". Изобретение стало прототипом беспроводных и сотовых радиотелефонов, а также системы персонального вызова (пейджинг)[2]. В сентябре 1951 г. американская компания "Bell Labs" провела симпозиум, на котором были изложены возможности и перспективы применения транзисторов. На симпозиум прибыло около 300 ученых и инженеров. По окончанию симпозиума посетители разъехались по домам с пониманием того, что мог делать транзистор, но без малейшего понимания того, как его изготовить. Для этих знаний желающие должны были заплатить за лицензию компании "Bell Labs" $25000. Двадцать шесть компаний из США и зарубежья подписали договора на предоставления лицензий. Среди них были как крупные компании типа "IBM" и "General Electric", так и малоизвестные, типа "Texas Instruments". Более ста представителей от каждого покупателя лицензии были приглашены на симпозиум по транзисторным технологиям в апреле 1952. Восемь дней специалисты "Bell Labs" работали с посетителями с утра до вечера. В конце концов гости разъехались готовыми к самостоятельному производству транзисторов. Все материалы симпозиума были собраны в двухтомнике "Транзисторная технология". Книга получила ласкательное прозвище – "Поваренная книга матери Белла" ("Mother Bell's Cookbook")[5].

18 октября 1951 г. в Индианаполисе (США) компания "Industrial Development Engineer Associates" выпустила на рынок первый в мире портативный радиоприемник "Regency TR-1", выполненный полностью на транзисторах. Схема была собрана на четырех транзисторах, изготовленных компанией "Texas Instruments". Через четыре месяца была выпущена следующая модель – "Raytheon 8-TP1". Компания не смогла обеспечить коммерческого успеха своим приемникам и через несколько лет исчезла с рынка. В дальнейшем идею создания портативных радиоприемников развила компания "Sony". Компания представила на рынке США карманный транзисторный радиоприемник "TR-63" уже в 1956 г. Устройство оказалось настолько успешным, что компании "Sony" стали приписывать первенство в создании портативного транзисторного радиоприемника, хотя первым транзисторным радиоприемником был "Regency TR-1". В этом же году выпустила первый двухдиапазонный транзисторный приемник "TR-62". 12 сентября 1958 г. в США Джэк Килби, инженер компании "Texas Instruments", представил первый рабочий образец интегральной схемы (микросхемы), за что в 2000 г. был удостоен Нобелевской премии[2].

В 1953 г. в СССР разработаны первые транзисторы под руководством А.В.Красилова. А в 1955 г. проведены первые опыты стереофонических передач, началось внедрение УКВ ЧМ радиовещания, для которого использовались передатчики звукового сопровождения типовых телевизионных станций мощностью 3,5 кВт. "Аудиосистема" стала стандартным оборудованием автомобиля "Победа". Уже в следующем году началось массовое производство малогабаритного приемника на транзисторах "Минск-Т"[2].

подробнее

Радиоаппаратура пятидесятых годов

1950 1950 1951 1951 1951 1951 1951 1952 1952 1952 1952 1952 1952 1952 1953 1953 1953 1953 1953 1953 1953 1953 1953 1953 1954 1954 1954 1954 1954 1954 1954 1954 1955 1955 1956 1956 1956 1957 1957 1957 1957 1957 1957 1957 1957 1957 1957 1958 1958 1958 1958 1958 1958 1958 1958 1958 1958 1959 1959 1959 Искра
Пунане-РЭТ VV-662
АРЗ-51
МАГ-8М
Нева-51
ПТ-3 "Молот"
Рига-6
Балтика-52
Балтика М-254
Мир (М-152)
Нева-52
Пунане-РЭТ VV-663-2
Рекорд-52
Родина-52
UKW 875-53 GWU
Беларусь-53
ВЭФ
ВЭФ-Аккорд
Р-113 (Гранат)
Рекорд-53
Рига-10
УП-2
Урал-53
Чайка
Балтика
Волга
Даугава
Звезда-54
Мир М-154
Октябрь
Р-311 (Омега)
Урожай-2
Донец
Минск-55
Байкал
Люкс
Чайка-3
Волга
Волна
Восток-57
Дружба
Муромец
ТА-57
Турист
Урал-57
Юбилейный РГ-3
Югдон
Днипро-58
Латвия
Минск-58
Октава
Р-310М (Дозор-М)
Стрела
Сюрприз
Фестиваль
Эстония-2
Юность
Беларусь-59
Волна-К
Харьков
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый магнитофон
Сетевой ламповый приемник
Механический патефон
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый электрофон
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Трансляционный абонентский громкоговоритель
Трансляционный абонентский громкоговоритель
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Радиостанция для сельского хозяйства
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Абонентский катушечный громкоговоритель
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Военно-полевой транзисторный телефон
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый электрофон
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Портативный транзисторный приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевая ламповая радиола
Сетевой гибридный приемник
Сетевая ламповая телерадиола

Разработка проекта
сектор виртуальных технологий ЦИТиДО МФПИТ СГТУ