История

В начале 30-х годов по всей стране прошла кампания по ликвидации безграмотности. Важную роль сыграл начатый по инициативе комсомола поход под девизом "Грамотный! Обучи безграмотного!" В 1930 году в городах было введено обязательное семилетнее образование. Настоящий бум переживала высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифицированных кадрах, открыло свыше 500 новых вузов, преимущественно инженерно-технических. Одним из них стал Саратовский автодорожный институт.

В 1932 году молодая советская держава подводит итоги первой пятилетки. Налицо беспрецедентный скачок в росте промышленной продукции, явившийся результатом жест-кой внутренней политики государства, и в то же время небывалого энтузиазма самих трудя-щихся. Вторая пятилетка 1933-1937 годов превратила всю страну в грандиозную строитель-ную площадку. Осваиваются отсутствовавшие в дореволюционной России отрасли промыш-ленности: качественной и цветной металлургии, подшипниковой, тяжелого машинострое-ния, тракторостроения и производства сельхозмашин, авиационной, автомобильной, легкой и пищевой промышленности. Ширится стахановское движение. Как писал итальянский историк Д. Воффа, "мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок, ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое общество".

За 1936-1937 годы в строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий, то есть в год появлялось порядка 600-700 новых заводов. По абсолютным объемам промышленного про-изводства Советский Союз в 1937 году вышел на второе место после США, при этом он пол-ностью освободился от технико-экономической зависимости, сократив импорт промышлен-ной продукции до 1%. Однако подготовленных кадров по-прежнему не хватало, связи меж-ду предприятиями были налажены очень плохо, в строительстве и аграрном секторе все также преобладал ручной труд.

подробнее

История СГТУ
Первые годы автодорожного института

21 июля Народным комиссариатом путей сообщений был издан приказ № 1663 об организации в Саратове автодорожного института. Директором был назначен 37-летний работник Орловского губсовнархоза Евсей Маркович Цалихин. Задача стояла сложная: новый вуз необходимо было запустить в работу в течение двух-трех месяцев, уже осенью 1930 года. За это короткое время надо было решить невероятное количество организационных и хозяйственных вопросов. При помощи и поддержке разных правительственных организаций были найдены помещения для учебы и студенческих общежитий, подобран преподавательский состав и продуман план работы института. 6 октября 1930 года состоялось торжественное открытие института. Этот день стал днём рождения Саратовского автодорожного института.

Новый вуз состоял всего из двух факультетов: автомобильного (для подготовки инженеров-механиков по эксплуатации и ремонту автомобилей) и дорожно-строительного (для подготовки инженеров по строительству дорог и мостов). В ноябре при САДИ был открыт вечерний рабочий факультет (рабфак) и краткосрочные курсы. Их предназначением являлась подготовка к поступлению в вуз абитуриентов из числа рабочих саратовских заводов. Открываются филиалы вечернего рабфака в городах Энгельсе, Сталинграде и Вольске. С 1 декабря в Саратове на базе САДИ начинает работать дневной рабфак.

Наиболее сложным вопросом для вуза в начале тридцатых годов стало приобретение им своих собственных помещений и своего места в городе. Первоначально новорожденный институт, выросший впоследствии в Саратовский государственный технический университет, находился в самом центре города: первый учебный корпус располагался на пересечении улиц Волжской и Соборной в здании исторического музея "Волгарь" (в настоящее время здание используется для приема правительственных делегаций), второй - на углу улиц Ленина (ныне улица Московская) и Радищева в клубе работников связи им. В.Н. Подбельского (ныне один из корпусов Поволжской академии государственных услуг).

В 1932 году институт достиг таких размеров, что возникла необходимость введения должности заведующего факультетом. Главой одного факультета, автомобильного, был назначен Федор Павлович Панов, главой другого, дорожно-строительного, стал Степан Ефимович Елин.

К началу 1935-36 учебного года в вузе насчитывается уже 2600 студентов, работают 5 профессоров и 17 доцентов. Практически все профессора САДИ: В.И. Каминский, В.А. Гречанинов, Д.З. Райский, В.П. Голуб, Ф.И. Бобылев - прошли вместе с институтом весь путь его становления. Именно они ковали ту научную элиту, которой всегда гордился САДИ, потом СПИ и сейчас так гордится СГТУ.

13 сентября 1938 года в Саратовском автодорожном институте новым директором САДИ был назначен Иван Иосифович Прокофьев. Он оставался его бессменным руководителем на протяжении 24 лет.

Весной 1938 года институт впервые провел на своей базе межвузовскую научную конференцию, с целью стимуляции научно-исследовательской работы и обмена опытом. На конференции было представлено всего 8 докладов, однако в них сообщались результаты глубоких исследований, затрагивающих чрезвычайно важные для промышленности страны вопросы.

В 1940 году САДИ отмечает своё десятилетие. К этому времени он стал уже одним из ведущих автодорожных вузов страны. Возведены учебные корпуса, налажена учебная и научная работа. В юбилейный год в институте обучается уже свыше 1500 студентов, он насчитывает 26 кафедр, на которых работают 117 преподавателей.

подробнее

История развития радиотехники

Предысторию развития радиовещания можно отсчитывать с того момента, как в 1820 году Ганс Христиан Эрстед обнаружил связь между электричеством и магнетизмом. В 1887 г. немецкий физик Генрих Герц построил искровой передатчик радиоволн (радиопередатчик) с катушкой Румкорфа и полуволновой дипольной передающей антенной (первый в мире радиопередатчик радиоволн) и искровой приёмник радиоволн (первый в мире радиоприёмник), осуществил первую в мире радиопередачу и радиоприём радиоволн, доказал существование радиоволн, предсказанное Максвеллом и Фарадеем и изучил некоторые основные свойства радиоволн (прохождение, поглощение, отражение, преломление, интерференция, стоячая волна и др.).

Личность же первоначального изобретателя радио, в то время называемого беспроводным телеграфом, является спорной. Ключевое изобретение приписывается Никола Тесла, Александру Попову и Гульельмо Маркони[4]. Тесла разработал устройства для надежной генерации радиосигналов и в 1893 г. публично продемонстрировал принципы радиосвязи и первым передал радиосигналы на большие расстояния. В 1895 г. российский физик Попов продемонстрировал аппарат для приёма электромагнитных волн, который мог принимать радиосигналы, несущие информацию – азбуку Морзе. Маркони в 1896 г. создал первую трансатлантическую службу радиосвязи и получил первый патент в области радио, хотя в нём были применены методы, использованные ранее другими экспериментаторами (в первую очередь Тесла), и использованы инструменты, похожие на те, которые ранее демонстрировали другие (в частности, А.С. Попов).

Развитие электроники после изобретения радио было весьма стремительным. В 1904 г. была построена первая двухэлектродная лампа (диод), трёхэлектродная лампа (триод) была предложена в 1907 г. В 1913 г. была разработана схема лампового регенеративного приёмника и получены незатухающие электрические колебания. С 1913 по 1920 г. радиотехника становится ламповой.

Переход от длинных волн к коротким и средним, а также изобретение схемы супергетеродина в 1918 г. американцем Эдвином Армстронгом потребовали применения ламп более совершенных, чем триод. В 1924 г. была разработана экранированная лампа с двумя сетками (тетрод), а в 1930-1931 гг. – пентод (лампа с тремя сетками). Стремление уменьшить число ламп в схеме и повысить экономичность аппаратуры привело к разработке комбинированных ламп. Освоение и использование ультракоротких волн привело к усовершенствованию известных электронных ламп. В 1929-30 гг. с появлением тетродов и пентодов супергетеродинный приёмник становится основным типом. В них принимаемый сигнал смешивался в нелинейном устройстве ("преобразователе" или "смесителе") с колебаниями генератора, образуя сигналы двух новых частот, равные сумме и разности частот сигнала и генератора. Сигнал разностной частоты подавался на усилитель промежуточной частоты (УПЧ). Вначале частота УПЧ была принята равной 42 кГц, с 1930 г – 175 кГц, а с 1938 г – 455 кГц. Усиленный сигнал поступал на детектор, выделяющий напряжение низкой частоты, которое подводилось к УНЧ. Цепи антенны и усилителя высокой частоты (УВЧ) характеризовались относительно невысоким усилением и избирательностью[5].

Одним из заключительных этапов в развитии радиовещания первой половины XX века принято считать создание класса приемников частотной модуляции (ЧМ). Идея использования ЧМ в радиовещании принадлежит все тому же Армстронгу, который много лет пытался найти средство для уменьшения влияния атмосферных помех. В апреле 1935 г. им было объявлено об окончании разработки и получении отличных результатов эксперимента: дальность приема передачи в диапазоне 7 м ЧМ-сигнала, по отношению к АМ-сигналу, возросла в 4 раза (с 40 до 160 км). АМ-сигнал был полностью скрыт шумами, тогда как у ЧМ-сигнала шумы были вполне приемлемы. В ЧМ-системе несущая частота модулировалась колебаниями звуковой частоты от 15 до 100 кГц. В 1939 г. в США уже работало 5 ЧМ-станций и 15 готовились к выходу в эфир[3].

Началом регулярного радиовещания в России можно считать 23 ноября 1924 года, хотя радиотрансляции проводились и ранее[1]. В 1931 г. при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радио. 1 октября в СССР началось телевизионное вещание на 30 строк (1200 элементов) при 12,5 кадрах в секунду через радиостанцию МОСПО на волне 379 м и через опытный передатчик на волне 720 м. 1933 г. – пуск радиостанции им. Коминтерна мощностью 500 кВ – на тот момент самой мощной в мире. В апреле того же года при ЦК ВЛКСМ был создан Комитет содействия радиофикации страны и развития радиолюбительства (Радиокомитет). 1937 г. – пуск коротковолновой радиостанции РВ-96 мощностью 120 кВ.

подробнее

Радиоаппаратура тридцатых годов

1930
1934
1934
1935
1935
1936
1937
1938
1938
1938
1938
1939
1939
1939
1939
1939
БЧ
D81
Super TYP 289
ПТ-3 "Динамо"
СИ-235
S-357WK (357WKH)
776 GWK
6Н-1
Super 431W
Tefagyn 200 ET38A
УС-П (Р-4П)
530W
7W79
Allstrom-Netzempfänger 540
AR-88 (RCA SC-88)
Imperial 60GWK
Сетевой ламповый приемник
Абонентский катушечный громкоговоритель
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Механический патефон
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник
Сетевой ламповый приемник

Разработка проекта
сектор виртуальных технологий ЦИТиДО МФПИТ СГТУ